В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Усердные. Нерешительные. Отчужденные...
Позицию родителей в отношении к школе определяют семейные образовательные модели
Исследователи, опросив сотни детей и родителей, выделили семь
основных семейных образовательных моделей. К какой отнести собственную
семью или семьи учеников? Выяснить несложно. Добавьте в традиционную
анкету, описывающую материальный и социальный уровни семьи, вопросы про
мотивы выбора школы, про темы привычных разговоров с детьми, семейные
планы на будущее ребенка, про готовность помогать в выполнении домашних
заданий и встречаться с учителями. Вопросы стоит давать с вариантами
ответов и возможностью определять иерархию ценности или частотности
(всегда, часто, иногда) предложенных версий.
Стратеги (20% опрошенных).
Выбирают школу, ориентируясь в первую очередь на ее репутацию.
Регулярно обсуждают с детьми их отношения с одноклассниками, учителей.
Встречаются с преподавателями детей, даже если их никто не вызывал «на
ковер». Дети помимо школы занимаются музыкой, рисованием, театром... В
семье будущее детей связывается с получением высшего образования,
вообще – с долгой учебой.
Тактики (24% опрошенных).
Школу выбирают в зависимости от того, какой язык в ней изучают, какие
предметы профилирующие. Регулярно ходят на собрания. Регулярно
обсуждают с детьми их учебу. Ребенок помимо школы занимается
рисованием, спортом. Планы на будущее – высшее образование.
Усердные (15% опрошенных).
Школа выбирается поближе к дому. Родители помогают ребенку делать
домашние задания, ходят на собрания, в курсе успеваемости. Но жизнь
семьи течет вне зависимости от образовательных задач и проблем.
Нерешительные (6%
опрошенных). Школа выбирается случайным образом. Родители
приходят туда только тогда, когда их вызывают. В семье не строят планов
относительно будущего ребенка.
Заботливые (18%
опрошенных). Родители помогают ребенку делать домашние
задания. В семье есть режим. Родители обсуждают с детьми их планы на
будущее. Они сами проявляют инициативу и стараются сотрудничать с
учителями. Ребенок занимается дополнительно. Однако высшее образование
не считается главной целью.
Пассивные (5%
опрошенных). Школа – поближе к дому. Родители приходят
туда только на обязательные собрания. Разговоров про учебу, про школу,
про будущее в семье не ведут.
Отчужденные (12%
опрошенных). Школа возле дома. Но родители не считают
нужным общаться с учителями ребенка. По их мнению, все школьные
проблемы должны решать педагоги. И вообще пусть ребенок меньше времени
тратит на учебу, важнее приобрести какую-нибудь реальную профессию.
Комментарий
Итак, стратеги
и тактики
открыты миру и школе. Они контролируют не столько ребенка, сколько
условия его обучения. Эти модели поведения позволяют даже отчасти
влиять на школьную систему, делать ее чуть более подходящей для данного
ребенка. Разумеется, в подобных семьях растут наиболее успешные ученики
(на выходе из основной школы они в полтора раза успешнее, чем дети
пассивных родителей).
Еще одно замечание про стратегов
и тактиков.
Единственное их принципиальное отличие друг от друга – темы разговоров
с детьми. Стратеги интересуются не школой и учебой как таковыми, а
ребенком, его жизнью. Их дети хуже учатся в начальной школе, но
заканчивают старшую в числе лучших.
Усердные, нерешительные,
заботливые и пассивные
родители помогают ребенку в его школьной жизни, как могут и как умеют.
Решают проблемы по мере их поступления. Стараются поддерживать школьные
требования. Но не обращаются к внешнему миру в поисках разнообразных
ресурсов.
Дети нерешительных
родителей более успешны в начальной школе: некоторая обособленность
семейной жизни идет на пользу ребенку. В выигрыше оказываются и дети
отчужденных родителей. На них не давят амбиции взрослых, нет мелочной
опеки.
А дети заботливых
родителей, как ни странно, учатся довольно плохо. Мамы и папы
действительно активно включены в школьную жизнь ребенка, но проблем
решать не помогают – только постоянно упрекают детей в случае неудачи,
создают отрицательный эмоциональный настрой.
Хуже всего детям пассивных
родителей. С одной стороны, семья не совсем отчуждена от школы. С
другой – закрыта для любого сотрудничества. В том числе с ребенком.
Кстати, в старшей школе дети отчужденных
родителей становятся порой вполне успешными.