Третья тетрадь
Детный мир
В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Готовность верить в своего ребенка
Именно она, по мнению европейских ученых, определяет высокую школьную успешность учительских детей
Миф о том, что учительские дети непременно «трудные» и
учатся неважно, развенчан. Оказывается, дети учителей в
среднем учатся гораздо успешнее своих сверстников, чьи
родители тоже имеют дипломы о высшем образовании. Выяснили это
европейские исследователи, занимавшиеся определением ключевых факторов,
влияющих на успехи ребенка в учебе. 72% учительских детей
числятся среди отличников и хорошистов. Любопытно
разобраться, как удается вечно занятым и не слишком богатым педагогам
так замечательно исполнять свои родительские обязанности.
Времена и нравы
Прежде всего стоит отметить, что учебные успехи учительских
детей зафиксированы только в последнее время. Вероятно, сыграло роль
очеловечивание европейской школьной системы, случившееся на рубеже
веков. Так что многие учителя из строгих руководителей и контролеров
постепенно превратились в помощников, способных учесть особенности и
желания учеников. И с этой ролью, с привычкой слышать ребенка, замечать
его не расстаются и дома.
Исследователи доказали (научно, с цифрами и графиками), что на школьную
успешность сильнее всего влияет вера родителей в способности своего
ребенка и их готовность общаться с ним, выстраивать диалог,
договариваться.
Педагоги, научившись верить в способности учеников, развивать эти
способности, привыкнув к достаточно демократическому стилю общения в
классе, в конце концов стали самыми эффективными родителями.
Ценность опыта
Все родители, осознанно или нет, передают детям свой опыт. В
том числе опыт преодоления школьных трудностей. Для того, кто стал
учителем, это все же победный опыт. Даже если школьное детство
мамы-учительницы было «проблемным», но раз она не распрощалась с
образовательной системой навеки, значит, сочла дело не безнадежным.
Поэтому к учебным неудачам своих детей она скорее всего отнесется с
пониманием и готовностью искать грамотный способ выхода из ситуации.
Родительская уверенность, что в школе можно преуспеть, способствует
успеху детей.
Вообще чем лучше училась мама, тем больше шансов у ребенка на хорошие
оценки. С папами таких совпадений меньше. К тому же мамы чаще помогают
детям с домашними заданиями (по опросам – в два раза чаще). Их опыт
влияет сильнее.
Единый подход
Учительские дети осваивают мир школы буквально с младенчества.
Они здесь никогда не бывают новичками. Вечные разговоры про уроки,
контрольные, тетради – это впитывается с молоком матери.
Родители-педагоги, несомненно, видят смысл в получении образования. А
значит, не приходится ребенку метаться между ценностями семьи и
школьными требованиями. Даже ритм его жизни не ломается с началом
учебы. Время отпусков, рабочий день – все изначально совпадает со
школьным расписанием.
Успешность в школе во многом связана с умением ученика соответствовать
определенным требованиям системы. Для учительских детей эти требования
знакомы и естественны: они и дома получают определенные задания,
отвечают за их исполнение, результат оценивается. Причем порой в той же
манере, чуть ли не теми же словами, что и на уроке. Ребята в опросах
часто обращают внимание на совпадение стилей речи. Приспособишься
поневоле.
Кстати, умение соответствовать требованиям полезно в любом возрасте.
Студенты из педагогических семей в два раза реже остаются без диплома,
чем их сверстники из вполне интеллигентного и обеспеченного окружения.
Родители-педагоги часто работают в той же школе, где учится их
собственный ребенок. Поэтому маме-учительнице проще понять, что
происходит с сыном или дочкой.
Более того, родители-учителя замечают проблемы не только в поведении
своих детей, но и в работе коллег. В школе все знают, кто чего стоит.
Поэтому они могут выбрать для ребенка из имеющегося – самое подходящее.
Родители-учителя: немного статистики
- 83% родителей видят пользу в летних занятиях. При этом
родители-учителя занимаются с собственными детьми чаще (в два раза) не
ликвидацией пробелов, а освоением нового содержания, развитием каких-то
умений.
- 71% процент учительских семей – стратеги и тактики (если
ориентироваться на описанную систему семейных образовательных моделей).
То есть они готовы к диалогу со школой и с большим миром, умеют и любят
общаться с детьми.
- Родители-педагоги вовлекают своих чад в разнообразную
культурную деятельность (рукоделие, садоводство, театры, парки, музеи…)
в среднем на 10% чаще, чем соседские папы и мамы.
- Они чаще довольны успехами своих детей: 76% против 70% у
других родителей – дипломированных специалистов. Средний показатель –
вообще 54%.
- По разным причинам, вероятно, дети учителей на 10% чаще
проводят каникулы без родителей. Чаще работают летом (на 7%).
- 52% родителей-учителей (средний показатель – 45%)
контролируют время просмотра телевизора.
- Учителей чаще (в 3 раза) можно застать дома за работой –
читают, пишут. У детей складывается образ взрослого, занятого
интеллектуальным трудом. Это помогает отпрыскам сесть за домашние
задания. Более того, понятный образ родителей (известно, в чем суть и
смысл деятельности, каково окружение) существенно облегчает детям
вхождение в социум. Начиная со школы.
Материалы подготовила Людмила БОРИСОВА
|