Эти драгоценные дни каникул!
Не будем переживать, что они пройдут для ребенка без пользы
Опять каникулы! Детям свобода, взрослым – головная боль. В
каникулы жизнь ребенка наименее формализована, ее сложнее
проконтролировать. ГИБДД в эти дни заботится о безопасности на дорогах,
МЧС напоминает о бдительности – еще немного, и объявят осадное
положение: дети вырвались из школы, они разгуливают по улицам!
Простое решение – формализовать и каникулы. Записать ребенка в
пришкольный лагерь дневного пребывания, составить график дополнительных
занятий, дать список необходимых к выполнению дел...
Так и хочется провести аналогию с отпуском. Никто не усомнится: человек
сам решает, чем ему заняться, на что потратить драгоценные дни. Кстати,
большинство взрослых на вопрос, что делать в отпуске, отвечают:
отсыпаться. К школьникам это почему-то не относится. Не
подразумевается, что у них тоже есть свои планы.
В фильме «Каникулы Петрова и Васечкина» два обаятельных разгильдяя
рассуждают о каникулах: они затем, чтобы отдохнуть. А отдых – это не
столько деятельность, сколько состояние души. Чувство отданных долгов,
расслабленности, готовности воспринять нечто особенное – это должно
быть у ребенка на каникулах. А состояния, как известно, нам дарят
ближние.
Ближние чувствуют, что для ребенка лучше. Сменить обстановку и
отправить в гости в другой город… оставить в полном покое и дать
побродить по дому с пустой головой… поддержать занятия любимым делом,
которому теперь можно отдаться всецело… устроить так, чтобы провести
это время вместе.
Но и спросить, как ему будет лучше, – не помешает. А то у нас досуг
школьников в каникулы по-прежнему строится на представлениях старшего
поколения о том, как провести время с пользой. Я опросил нескольких
знакомых, как бы они оценили качество весенних каникул девочки вот по
такому тексту:
«Утром я всегда
вставала с радостным лицом. И шла к окошку, смотрела, какая там погода.
Погода мне всегда нравилась, я шла гулять, но чаще мы с друзьями
проводили время в парке, там красивые красные кустарники, пробивается
свежая трава, много талой воды, а в ней – солнца. Все эти дни у меня
было хорошее настроение, и эти дни были такие длинные-длинные!»
Знаете, люди в основном улыбались: хорошие у нее были
каникулы, правильные. И добавляли: но нам такое не подходит.
Что же нам не подходит? Весна? Радость? Безмятежное настроение?
За ребенка, конечно, все решают родители. В ситуации конфликта по
поводу каникул последнее слово, конечно, за ними. Но не будем забывать,
что стоит за ребенком: тяга к новому, интересному, живому… многие
неотменимые потребности развития.