Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Эти драгоценные дни каникул!

Не будем переживать, что они пройдут для ребенка без пользы

Опять каникулы! Детям свобода, взрослым – головная боль. В каникулы жизнь ребенка наименее формализована, ее сложнее проконтролировать. ГИБДД в эти дни заботится о безопасности на дорогах, МЧС напоминает о бдительности – еще немного, и объявят осадное положение: дети вырвались из школы, они разгуливают по улицам!
Простое решение – формализовать и каникулы. Записать ребенка в пришкольный лагерь дневного пребывания, составить график дополнительных занятий, дать список необходимых к выполнению дел...
Так и хочется провести аналогию с отпуском. Никто не усомнится: человек сам решает, чем ему заняться, на что потратить драгоценные дни. Кстати, большинство взрослых на вопрос, что делать в отпуске, отвечают: отсыпаться. К школьникам это почему-то не относится. Не подразумевается, что у них тоже есть свои планы.
В фильме «Каникулы Петрова и Васечкина» два обаятельных разгильдяя рассуждают о каникулах: они затем, чтобы отдохнуть. А отдых – это не столько деятельность, сколько состояние души. Чувство отданных долгов, расслабленности, готовности воспринять нечто особенное – это должно быть у ребенка на каникулах. А состояния, как известно, нам дарят ближние.
Ближние чувствуют, что для ребенка лучше. Сменить обстановку и отправить в гости в другой город… оставить в полном покое и дать побродить по дому с пустой головой… поддержать занятия любимым делом, которому теперь можно отдаться всецело… устроить так, чтобы провести это время вместе.
Но и спросить, как ему будет лучше, – не помешает. А то у нас досуг школьников в каникулы по-прежнему строится на представлениях старшего поколения о том, как провести время с пользой. Я опросил нескольких знакомых, как бы они оценили качество весенних каникул девочки вот по такому тексту:

«Утром я всегда вставала с радостным лицом. И шла к окошку, смотрела, какая там погода. Погода мне всегда нравилась, я шла гулять, но чаще мы с друзьями проводили время в парке, там красивые красные кустарники, пробивается свежая трава, много талой воды, а в ней – солнца. Все эти дни у меня было хорошее настроение, и эти дни были такие длинные-длинные!»

Знаете, люди в основном улыбались: хорошие у нее были каникулы, правильные. И добавляли: но нам такое не подходит.
Что же нам не подходит? Весна? Радость? Безмятежное настроение?
За ребенка, конечно, все решают родители. В ситуации конфликта по поводу каникул последнее слово, конечно, за ними. Но не будем забывать, что стоит за ребенком: тяга к новому, интересному, живому… многие неотменимые потребности развития.

Рейтинг@Mail.ru