Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Джон Дьюи
От ребенка – к миру, от мира – к ребенку
М.: КАРАПУЗ, 2009

Идеям Дьюи уже больше ста лет. Школу, в которой дети постигали мир через деятельность, он создал еще в конце XIX века, провозгласив «педоцентрическую революцию». Тогда же прозвучали идеи демократизации, проектов, экспериментальных площадок, личностно значимых знаний, групповой работы, навыков мышления взамен обязательных для заучивания сведений. Всего, что с таким трудом пробивало себе дорогу в российской школе в конце XX века и успешно заменяется имитациями сегодня. Школа, да и семейная педагогика, сопротивляются, не торопясь вслед за Дьюи представить ребенка «солнцем, вокруг которого вращаются средства образования». И все же его работы переиздаются.
 Составители сделали выборку из работ разных лет по темам: демократическая концепция образования, школа и общество, проблемы человека. Отдельная глава посвящена месту ребенка в образовании. Дьюи считал, что развитие должно происходить в согласии с природой, в социально эффективной деятельности и сопровождаться приобщением к культуре. В соответствии с этими принципами он конструировал школу, которая содействовала бы нормальному взрослению и развитию. В этом тонком процессе важно все: содержание программы, движение от индивидуальности ребенка, исследовательский метод как основной инструмент познания.
Тексты не всегда простые, но совсем не занудные. Они иногда противоречивы или даже кажутся несколько наивными, зато от них просто веет увлеченностью и убежденностью автора: «Обучение? Конечно, но жизнь на первом плане, а обучение только при содействии этой жизни и для нее».
В последнем разделе собраны тексты педагогов и психологов, так или иначе воплотивших идеи Дьюи в практику.

Э.А.Левин, О.И.Прокофьева
Самообразование детей в школе
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

В последние годы популярным заклинанием стала фраза, призывающая «учить детей учиться». Преимущества субъект-субъектных отношений, активного присвоения знаний (отстаиванию их автор отводит не одну страницу) уже никем не оспариваются. Беда в том, что для перехода к подобным отношениям недостаточно освоить набор новых методов, нужно переключиться на иные педагогические основания. И для начала посмотреть на привычную картину свежим взглядом. Например, взрослому трудно понять, почему ребенок испытывает затруднения в работе с давно пройденным материалом. Авторы напоминают, что причины могут быть очень банальными. Например, ученик просто не понимает какого-то слова в задаче, даже не осознавая этого. Или ему не интересно.
Авторский метод активизации интереса тоже заслуживает внимания. Это индивидуальные листы обучения, которые получает каждый ученик до начала изучения той или иной темы, и работа с ними в группах. Казалось бы, довольно простой ход: дети самостоятельно читают параграф дома и отвечают на вопросы, но он прокладывает путь к самостоятельной работе. Тем более что в классе обсуждаются ее результаты, завязываются дискуссии, ребята помогают найти ответ тем, кто испытывает затруднение. Кроме того, каждый ученик работает с новым материалом в удобном для себя темпе и использует подходящие для него алгоритмы.
Учитель, работающий в этой методике, из транслятора знаний превращается в организатора индивидуально-групповой деятельности. Авторы обращают внимание на то, что подобная работа увеличит, конечно, время подготовки к уроку и потребует иных отношений с учениками. Ведь в таком режиме нельзя будет просто сказать: «Это неправильный ответ», придется доказывать свою позицию.

Рейтинг@Mail.ru