Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Поликарпова Дарья

Девиз «разбогатеть любой ценой» уходит…

В сознании значительной части молодых людей деньги из конечной ценности превращаются в ресурс саморазвития, показывают социологические данные

До сих пор многие молодежные проекты в социальной сфере и сфере бизнеса остаются нереализованными, попытки попробовать себя в предпринимательстве наталкиваются на неодолимые препятствия. Нам не нужны люди, готовые полагаться на свое дело, свой труд? Для сравнения: любой европейский школьник должен хоть раз попробовать себя в качестве предпринимателя. У нас даже держатели бизнес-инкубаторов сетуют: молодые люди не хотят, не мотивированы, не готовы брать ответственность за риски. То ли людей накрепко отвадили от самостоятельности, то ли не приучили…

Взять дело в свои руки. Готовы ли?

Год назад псковские социологи провели сравнительный анализ развития предпринимательского мышления у старшеклассников Санкт-Петербурга и Пскова: насколько они готовы взять дело в свои руки?
Для начала определили качества предпринимательского мышления: способность к осмыслению информации, умение ставить цель, способность к созданию новых методов достижения. Мотивация достижения в противовес мотивации избегания неудач. Ориентация на творческое преодоление возникающих трудностей. И такой параметр: ценности нравственного поведения, благотворительности и законности.
Старшеклассники выбирали нужное из нескольких пар суждений. Например, такое качество, как ответственность за собственный успех или неудачи, было оценено при помощи следующих суждений: «Мое материальное положение зависит только от меня» и «От меня мало что зависит, более важным фактором является экономическая ситуация в стране». Первое суждение, по идее присущее сознанию предпринимателя, выбрали 69%, второе – 66%.
Или готовность к риску: антипод этого качества – тактика избегания неудач. Тут между подростками Пскова и Санкт-Петербурга проявились значимые различия: дети из провинции меньше расположены рисковать. Далее – готовность к благотворительности. На первый взгляд неочевидная характеристика, а на самом деле – необходимый следующий шаг. После достижения личного благополучия нормально стремление поправить дела и в окружающем мире, поделиться результатами успеха. Такие бизнесмены более стабильны.
Так вот, должен ли состоятельный человек поддерживать тех, кто оказался менее успешным? И снова дети из провинции оказываются более осторожными: их 55% «да» против 70% «да» молодых петербуржцев.
Очевидно, подростки мегаполиса и областного центра живут в разной среде, и она формирует у них определенные жизненные стратегии. Данные говорят о том, что среда мегаполиса более социально ориентирована, нацеливает на созидание. За счет чего? За счет экономической ситуации в первую очередь.
В регионах, более развитых экономически, предприимчивые люди рассматривают день ги как средство реализации проектов и задумок, а благотворительность рассматривают как инвестиции в социальную среду. Такая модель поведения перенимается и молодыми людьми.
Иными словами, хорошие бизнесмены могут вырастать при соблюдении двух условий: более-менее благополучной экономической ситуации в городе и наличия перед глазами позитивного опыта предпринимательства.
Значит, хотите предпринимателей – обеспечьте хотя бы средний уровень благосостояния территории, где они взрослеют.

Важнее то, что интересно

Исследование показывает: профессиональная деятельность все реже воспринимается молодыми людьми только как инструмент для материального обеспечения себя и своей семьи. Старшеклассники указали, что для них гораздо важнее не то, сколько платят за работу, а то, вызывает ли она интерес и стимулирует ли саморазвитие. Так считают по две трети и петербуржцев, и псковичей. Отрадный факт: в сознании значительной части молодых людей деньги медленно, но верно из конечной ценности превращаются в ресурс саморазвития и развития ближайшего окружения. С ростом самоуважения девиз «разбогатеть любой ценой» уходит. Молодым людям было предложено два высказывания, первое из которых предполагало толерантное отношение к получению незаконных доходов, второе категорически отрицало их возможность. Чуть более 40% указали на возможность получения дохода независимо от его законности и почти 60% – категорически против доходов, полученных нечестным путем. Хотя, конечно, это немало: 40% детей даже не надеются на успех легального бизнеса. Можно думать, что и романтическое отношение к работе, и стремление жить честно, деятельно, по закону – качества, свойственные юности, и реальность эти ценности неизбежно поправит. Но это если смотреть из своего опыта – он противоречит тем ценностным ориентациям, на которых строится нормальный грамотный бизнес.
Что в итоге? Российские подростки в целом обладают необходимым базисом для развития предприимчивого мышления. Они рассматривают свое благосостояние как производную от собственных усилий, а не как обретение теплого местечка. Но что ждет новую когорту молодых людей на ухабах российского предпринимательства – болезненный вопрос.

Рейтинг@Mail.ru