КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Роман с книгой
Рассказ о произведениях любимых писателей иногда бывает более захватывающим, чем сами эти произведения
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Таких
тестов-пословиц множество, и в каждой из них своя правда. С
уверенностью могу сказать, например, что по азарту читателя, по книгам,
которые любит человек, я могу узнать о нем больше, чем познакомившись
с его любимой женщиной. Роман с книгой – великое, захватывающее
приключение. Здесь опасности настоящие, потому что мы о них даже не
подозреваем, восторг настоящий, ибо всегда неожиданный, здесь
дружество, иногда на всю жизнь, любовь глубокая, но и разочарование
нешуточное. И обман, и измены…
Тем не менее томик Генри Миллера «Книги в моей жизни», который
недавно
получил в подарок, я взялся читать без особого энтузиазма. Прозаик он
классный, что и говорить. Может быть, даже великий. «Тропик Рака» в
свое время был потрясением. Смелая книга свободного и умного человека.
Но сосредоточенность на сексе все же быстро наскучила. Это был,
конечно, не тупой секс ради секса и не литературный эпатаж. Иногда даже
казалось, что автор едва ли не обожествляет женщину. Но мы воспитаны,
скажем осторожно, в другой традиции.
«Книги в моей жизни» – нечаянная радость. Генри Миллер,
оказывается, не только умный читатель, но и страстный, влюбчивый,
благодарный. Едва закрыв книгу, он садился писать письмо ее автору.
Подробное, как любовное признание. Следом за ним – письма знакомым
издателям. С просьбой и мольбой напечатать, перевести. Издатели
откликались редко и без энтузиазма, а вот многие из авторов становились
впоследствии его близкими друзьями.
Даже к тем книгам, которыми он наслаждался в детстве и которые
при взрослом перечитывании оказывались слабыми и несостоятельными, он
продолжал испытывать благодарность. Ведь в детстве он дружил с ними, а
в дружбе главное – верность.
Тут интересны две вещи, которые я от вас не скрою. Во-первых,
с большинством авторов, о которых Миллер пишет с любовью, я не знаком.
То есть и книг их не читал, и даже имена слышал впервые. Во-вторых,
читая монологи об этих книгах, я понимал, что мне бы они скорее всего
не понравились. Миллер сочувственно относится к мистике, любит
писателей авантюрного склада, людей жизни, скитальцев, которые иногда
по необходимости, иногда вынужденно перепробовали многие профессии,
воевали или охотились в Африке на тигров, а при этом сохранили в себе
живую душу и детскую склонность к философии и тайне. Мне такие люди
тоже нравятся, их всегда интересно слушать, но в целом у меня все же
другая компания.
И вот тем не менее я горячо рекомендую вам эту книгу. В чем
дело?
Думаю, так. Умные люди встречаются достаточно редко.
Талантливые ходят по своим улицам, годами вы можете с ними не
встречаться. А человек, который, обладая вышеприведенными качествами,
говорит о своем предмете возвышенно, – птица из Красной книги. Генри
Миллер именно так, возвышенно, говорит о чтении.
* * *
Но вот еще одна черта. Может быть, самая важная. Книга для
Миллера – только один из вариантов жизненных приключений. Не меньше,
конечно, но и не больше. Свое повествование он начинает вообще с
парадокса, если иметь в виду название, стоящее на обложке. Он, видите
ли, путем самоанализа и в процессе написания этой книги пришел к
убеждению, «что читать следует не как можно больше, а как можно
меньше». И: «В поисках знания и мудрости всегда лучше идти прямо к
источнику». То есть к человеку, к жизни. Тут же, правда, оговаривается,
что к жизни, «радикально отличной от той, что известна нам сегодня».
Романтик, разумеется. И отсылает нас в поисках этой жизни опять же к
книгам – Лоуренса и Адамса. Замкнутость круга понятна. В книгах –
лучшая жизнь, но корнями она уходит так или иначе в жизнь
повседневности.
Кроме того, автор понимает, что добраться до минимального
списка книг замечательных нельзя иначе как прочитав горы
посредственных. Чтение – явление спонтанное, случайное и одновременно
сверхизбирательное, как любовь. Мы только думаем, что ищем совершенное.
В действительности – родное. В этом смысле список 100 лучших книг (а
этим занимались во всех странах и в разные эпохи) затея ничуть не менее
смешная, чем если бы человеку предложили список 100 возлюбленных, когда
он смотрит в сторону тысяча первой. «Я считаю, что самым прискорбным
образом ошибаются те, кто утверждает, будто фундаментом знаний, или
культуры, или чего бы то ни было обязательно являются те классики,
которые находятся в каждом списке «лучших» книг. Я знаю, что во многих
университетах целые программы базируются на подобных, тщательно
составленных списках. ...Может случиться и так, что мы, если
предоставить нас самим себе, со временем примем их точку зрения. Однако
нет более верного способа провалить такую возможность, как обнародовать
списки избранных книг – так называемых основ».
Каким образом из тысячи названий, которые попадают в поле
нашего внимания еще в раннем детстве, человек выбирает одно и
отворачивается от другого? Это таинственная область влияний и
предпочтений. Обожаемый друг похвалил – найду и прочитаю. Нелюбимый
отец – даже в руки не возьму. Услышал в уличном разговоре восторженный
отклик – надо прочитать. Интонация убедила. А случается и совсем другая
ситуация. Миллер это тонко подмечает: «Расхолодите человека надлежащим
образом, то есть не теряя из виду заданную цель, и вы тем самым
выведете его на правильную дорогу куда быстрее. Важно не какие книги и
какой опыт нужны человеку, а то, что он сам вносит в них».
Из воспоминаний детства, связанных с книгой, помню одно. Я
болею. То ли слаб, то ли не умею еще бегло читать, но читает мама. Тоже
со своим начальным деревенским образованием не слишком бегло. А книга
большая, шпионский роман Г.Матвеева «Тарантул». Попала в нашу полную
полных собраний сочинений библиотеку, вероятно, потому, что дело
происходит в блокадном Ленинграде. Чудное, страшное приключение со
счастливым концом. Я уходил из своей болезни в темный город с
зажигалками. Тушил зажигалки, радостно и легко обнаруживал
подозрительных (не голодных, не озабоченных ближайшей нуждой еды или
укрытия). Эти праздные и рассеянные всегда оказывались шпионами.
Главное: улицы, а то и дома все знакомые. Эффект присутствия.
Неделю, не меньше, длилось это чтение. И я выздоровел. До сих
пор испытываю благодарность к Г.Матвееву, книг которого больше не
читал. Может быть, он и не создал шедевр, но мальчика спас. Это я о
себе так говорю, но в расширительном смысле.
* * *
Вот я уже в который раз оговариваюсь, что главное в этом
сочинении Миллера о книгах – не о книгах вовсе. Он не выделяет
писательство как особую профессию. Делают люди свое дело, как и все
прочие. Относится к ним все-таки нежно, зная цену этого труда. Даже к
писателям слабым, если они не халтурят, если пишут искренне и о своем,
относится именно так, нежно. «Безоговорочно признаешь уникальность
своего собрата-художника, понимая, что только через эту уникальность
утверждается общность. Ты больше не спрашиваешь, что отличает тебя от
любимого автора, а напротив, хочешь найти больше общего».
Такие фразы и являются смыслом и азартом моего цитирования. Я
обнаружил (когда-то, когда-то), что чем глубже писатель погружается в
индивидуальные переживания, по определению неповторимые, тем больше он
попадает на общие (нам с ним общие) места. Частное оказывается
потребой, мучением и радостью всех. Может быть, это единственное
подтверждение, при всем национальном, языковом, я уж не говорю –
расовом различии, нашей принадлежности единому человечеству.
* * *
Генри Миллер – человек радикальный. То есть в общении скорее
всего трудный. Впрочем, радикальность эта сказывается и в
привязанностях, в симпатиях, в дружбе, и если все эти чувства
направлены на вас, то вполне возможно, они драгоценны. С его апологией
детства не согласиться нельзя, но и
согласиться опасно. Есть в ней привкус безответственного анархизма. Но
от цитирования, как вы понимаете, я не откажусь. Всякая отважность
стоит хотя бы цитирования.
«Каждый настоящий мальчишка – мятежник и анархист. Если бы ему
позволили развиваться согласно его собственным инстинктам, его
собственным наклонностям, обществу пришлось бы пережить такую
радикальную трансформацию, по сравнению с которой любая взрослая
революция выглядела бы жалкой и усохшей. Возможно, созданная мальчишкой
модель общественного устройства была бы не слишком комфортной и
милосердной, но зато в ней бы нашли свое выражение справедливость,
цельность и красота. Пульс жизни забился бы быстрее, и самой жизни
стало бы больше».
Мы, в отличие от гражданина США, знакомы с этой мальчишеской
моделью не понаслышке. Поэтому не подпишусь ни под одним словом. А и
притягательность этой апологии отрицать нельзя. Что-то от пушкинского:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы…
Такие сны снятся и европейцам, стало быть, такие моменты им
тоже знакомы. Поэтому еще цитата. Последняя: «Мы тогда не понимали, что
наши старшие – по крайней мере некоторые из них – оглядывались назад,
на это святое время своей жизни, с завистью и вожделением. И мы не
подозревали, что наша славная династия может быть определена как
«период конфликта». Мы не знали, что мы маленькие дикари – или
архаические герои, святые, мученики, боги и полубоги. Мы знали, что мы
есть, – и этого было достаточно. Мы желали иметь собственный голос в
правительстве: мы не желали, чтобы с нами обращались, как со взрослыми
в зародыше. Большинство из нас не испытывали к отцу и матери никакого
уважения, еще меньше восхищения. Мы сопротивлялись их сомнительной
власти как только могли – разумеется, это приводило к крупным
скандалам. Нашим законом был закон жизни – и это был единственный
авторитет, который мы признавали. Наше понимание этого закона
проявлялось в наших играх, вернее, в нашей манере играть в них и в
выводах, которые мы извлекали из манеры разных игроков вступать в игру.
Мы создавали настоящую иерархию, давая оценку в соответствии с нашим
различным уровнем понимания, нашим различным уровнем жизни. Мы четко
различали как вершину, так и основание пирамиды. Мы верили, почитали и
соблюдали дисциплину. Мы создали свою систему испытаний – для проверки
силы и ловкости. Мы исполняли приказы наших лидеров и нашего вождя,
который был королем, воплощавшим достоинство и могущество своего
звания. Но сверх отпущенного ему времени он никогда не правил – ни
единого дня».
Что сказать? Хорошо, что Генри Миллер не жил в России. Одно
уже это риторическое начало предложений с «мы» наводит панику. Хорошо,
что он не имел никаких шансов стать членом Политбюро. Впрочем, и без
него все славно сотворилось: и лидеры, и перманентный конфликт, и
справедливость без милосердия. Вожди, правда, правили больше
отпущенного им времени.
Но в этом восхвалении детства есть все же своя правда. И
вообще мне приятно с симпатией рекомендовать вам человека, ни в чем со
мной не сходного, но чудесного и отважного.