МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Воздушные шарики на бельевой веревке
Все мы знаем, что лучший способ понять ребенка – вспомнить
себя маленьким. Это непросто, потому что как раз самые острые
и неприятные ситуации вытесняются или подменяются благостными
историями. Особенно важно сохранять честность воспоминаний учителю:
он каждодневно вершит личные истории нового поколения людей.
Сегодня – мемуары от учителя.
«Домашним» здесь
не место
Мест в детсаду не было, за мной приглядывала бабушка, а когда
мне исполнилось 6 лет, в нашем микрорайоне наконец-то открылось
дошкольное учреждение. Так что «организованным» ребенком я стала очень
поздно. Из этого следовали некоторые потери.
В то время, как известно, все дети обязательно пили рыбий
жир, вкус и запах которого запомнили, наверное, навсегда. Каждый день
перед обедом нам полагалось проглотить столовую ложку рыбьего жира. И
все как-то пили, а я наотрез отказывалась открывать рот.
Воспитательница уже во всех влила целебное средство, а я упорно
отворачивалась от ложки. И тогда, измученная, она вылила рыбий жир в
мой суп.
Дети уже пообедали и пошли спать, а я продолжала сидеть за столом,
роняя горькие слезы в остывший суп с лужицами рыбьего жира. Через
некоторое время нянечка надо мной сжалилась, налила свежего супа, но
пожалела фрикадельки, выловила их из испорченного. Вместе с
фрикадельками во вновь налитый суп перекочевала и невыносимая вонь
рыбьего жира. Суп снова стал несъедобным. Так я и просидела до конца
тихого часа.
Поэтому при малейшей возможности я старалась остаться дома, но если не
получалось – шла безропотно.
Одно приятное воспоминание о детском саде все же осталось: дети сидят
на ковре, а воспитатель читает вслух сказки.
Кто идет учиться?
В детском саду я подружилась с девочкой по имени Оля. Мы жили
недалеко друг от друга, играли и вне сада, а потом пошли в одну школу.
Накануне 1 сентября договорились вместе идти на первый звонок.
Мне купили школьную форму в складку. Чтобы складки дольше держались,
юбку внизу прострачивали еще на фабрике, так что, перед тем как
надевать платье, прошивку нужно было распороть. Мама сразу не стала
распарывать, а в конце августа то ли забыла, то ли не успела, но утром
первого сентября складки все еще были зашиты. Я проснулась рано, надела
платье, взяла портфель (его я сложила за неделю до начала учебного
года), нарвала в огороде букетик из астр и пошла на встречу с подругой,
которая, как оказалось, еще спит.
Ничего не подозревающая мама приготовила завтрак и собралась наконец
привести мой наряд в порядок, но обнаружила, что он исчез. А когда
выяснилось, что отсутствует и дочь, была объявлена тревога. Вскоре отец
подруги привел меня назад, и взрослые смогли выполнить все полагающиеся
им в этот день обязанности.
Про золотую рыбку
Вместе с Олей мы ходили домой после продленки. Осенью после
дождей на пеньках вырастали грибы. Мы решили, что это опята, возможно,
так оно и было. Собирали их прямо в портфель или в карманы, заходили ко
мне, поскольку я жила ближе к школе и никого из взрослых днем дома не
было. Мы эти грибы мыли, жарили и ели. Хотя и в холодильнике при
желании можно было найти, что поесть.
С каждого аванса и каждой зарплаты мама покупала несколько видов
хороших дорогих конфет – разных, но понемногу. В один из таких дней мы
сели за стол обедать, и мама высыпала в вазочку конфеты. Мне было лет
десять, сестре соответственно пять. Я заметила, что среди знакомых
фантиков мелькнул новый, невиданной красоты. Реакция была мгновенной.
Конфета оказалась в моих руках. На ярко-синем фоне плыли золотые рыбки,
как из сказки Пушкина, и под каждой такими же буквами было написано
«Золотая рыбка». Сестренка сразу же устроила скандал, мама в сердцах
отняла у меня конфету и отдала младшей, мгновенно проглотившей добычу.
От обиды я залезла в шифоньер и просидела там весь обед, не поддаваясь
ни на какие уговоры. Взамен предложили сначала «Гулливер», потом мою
любимую шоколадку, припрятанную к очередному празднику, но я кричала:
отдайте мою «Золотую рыбку».
Делать нечего, папа собрался и пошел в магазин. Купил много. Это были
дешевые и невкусные конфеты, отвратительный заменитель шоколада и серая
безвкусная начинка. Нужно ли говорить, что никто не стал их есть?
Подарок в точку
Как-то приезжал к нам в гости мамин отчим, он в нас души не
чаял. Сестре привез плюшевого мишку – он, кстати, цел до сих пор, – а
мне игрушечную швейную машинку. И я увлеклась шитьем. Выбор тканей
тогда был сказочный, цены очень демократичные – хлопок, ситец вообще
копейки стоили. Обшивала всех кукол. Игрушечную машинку сменила
настоящая. Я занималась в доме пионеров в кружке кройки и шитья,
научилась довольно прилично шить, шила наряды уже для себя и сестры,
мягкие игрушки. Когда сестра начала работать, подарила мне
электрическую швейную машинку.
А до кройки и шитья я ходила в волейбольную секцию – при росте полтора
метра!
Я не была самой прилежной ученицей, особых проблем с учебой не было.
Разве что с письмом. Не с самим письмом, а с каллиграфией. Мы писали
перьевыми ручками, которые неожиданно ставили замечательные кляксы, к
которым было интересно пририсовывать хвостики, рожки-ножки. По
каллиграфии у меня была железобетонная тройка. Родители очень
огорчались, но мучить меня чистописанием готовы не были.
Изображая «допеть
до конца не успел»
В начальных классах со мной учились братья-близнецы Сергей и
Владимир. Они были самыми высокими в классе, а я – самая малорослая. Не
знаю, в чью светлую педагогическую голову пришла мысль создать из нас
трио. В течение трех лет мы на всех концертах, конкурсах неизменно пели
немецкую революционную песню о юном барабанщике Союза красных
фронтовиков Фрице Вайнеке, убитом полицейскими: «Мы шли под
грохот канонады,/ Мы смерти смотрели в лицо./ Вперед продвигались
отряды/ Спартаковцев, смелых бойцов». Это, видимо, смотрелось. А в
четвертом классе мама перевела меня в школу, в которой она работала. И
парни продолжили певческую карьеру уже в дуэте.
Про
математические способности
В пятом классе я как-то неожиданно заняла первое место в
районной математической олимпиаде. В шестом классе уже принимала
участие в областной. Быстренько решила все задачи, сдала и вышла из
кабинета. Учительница моя была расстроена, что я не захотела
подумать, – мол, мне лишь бы отписаться. В общем, она хорошенько
отругала меня за безответственное отношение к такому ответственному
мероприятию. По окончании олимпиады нас покормили вкусным обедом,
собрали в актовом зале, и профессор, чьи задачи мы, собственно, и
решали, объяснял, как именно нужно было это делать. Высокий худой
старик, или так мне тогда показалось, с хищным профилем лениво рисовал
что-то на доске, перемежая свою речь словами «очевидно», «элементарно»,
«тривиально». А я слов таких не знала, одно поняла: все задачи я не так
решила. И тут со мной случился нервный припадок. Я рыдала: опозорилась,
больше никаких олимпиад, профессор очень страшный, никакой математики.
Успокоили тогда меня с трудом. Мало-помалу олимпиада осталась в
прошлом, все забылось, жизнь пошла своим чередом.
Цена вопроса
Где-то через месяц меня выгнали с урока, который вела наша
классная руководительница. Было так, как обычно бывает: все
шумели-баловались, а выгнали почему-то именно меня. Ненадолго
расстроившись, я стала прогуливаться по коридору. И надо же было
встретить директора школы! Он меня спросил: «Ты почему не на уроке?» Я
пролепетала, что вышла попить воды. Пришлось пить воду, пока он не
скрылся за углом. Поскольку мама работала в этой же школе, на
ближайшей перемене ей стало известно, что я злостный нарушитель
дисциплины. Дома меня ожидал острый воспитательный момент.
А на следующий день вдруг всех собрали на общешкольную линейку. И вот
стоят человек 500 – и вызывают меня! И ставят между директором и
завучем!
Я вся ватная, и в ушах вата. И сквозь вату с трудом разбираю некоторые
слова: «наша гордость»… «второе место»… «успехов в учебе». Мне вручают
стопку книг и логарифмическую линейку. А это я, оказывается, заняла
второе место на областной олимпиаде по математике. На подгибающихся
ногах я доковыляла до своего класса, до своего места и выдала фонтан
слез. Моя мама, по ее словам, была потрясена не рыданиями, а
желто-зеленым цветом моего лица.
Не опоздать на день
рождения!
Родители ежегодно отмечали наши с сестрой дни рождения.
Приглашали детей, вкусно кормили, устраивали веселые конкурсы, танцы
под проигрыватель. А уже вечером было застолье для взрослых гостей. Я
родилась летом, веселье проходило во дворе. Бельевые веревки и деревья
украшали воздушными шариками и бумажными фонариками.
А вот когда я стала школьницей, на летние каникулы меня стали
отправлять к бабушке. В переулке, где она жила, было много детей, мы
каждый день собирались вместе, играли, никаких ссор не было, и когда
наступил день моего рождения, я всех пригласила в гости.
Дети были удивлены, а некоторые родители даже возмущались: еще чего!
Оказалось, никому из детей в этом рабочем поселке день рождения не
отмечали, разве кое в каких семьях взрослые собирались и выпивали. Я не
могла в это поверить.
И вот моя бабушка с утра пораньше собралась в магазин покупать
лакомства. Вышла со двора, а на лавочке сидит нарядный соседский
мальчик со свертком. На вопрос бабушки, что он здесь делает, ответил:
– Пришел на день рождения.
– Так еще очень рано!
– Я чтоб не опоздать!
Компетентностный подход
Моя сестра родилась зимой. В самой большой комнате составляли
два стола, стульев не хватало, поэтому на два табурета клали широкую
доску, накрывали ее одеялом и усаживали многочисленных гостей на
импровизированную лавочку. То есть квартира преображалась и звала к
преображению. Я придумывала развлечения.
Нас на физике учили, что при таянии льда тепло поглощается, и
учитель демонстрировал опыт, подтверждающий это. Так что я взяла
дерматиновый стул, налила на него воды, набрала снега в металлическую
миску, поставила ее на мокрый стул, потом насыпала в снег соли. Так нас
учили: соль способствует быстрому таянию льда, именно поэтому дороги и
тротуары зимой посыпают песком с солью, и это она, соль, выступает на
сапогах жуткими белыми разводами. Но к празднику! – я предложила
изумленным гостям взять миску. Миска на самом деле примерзла… Дети и,
главное, я были в восторге!
…В общем, немало было в моем детстве поводов, чтобы определиться с
будущей профессией. Я учитель.