В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Кропоткин точно бы уехал в свой XIX век»
Сегодняшние студенты – о том, что занимало умы российских студентов 100 лет назад
Сегодня студентов часто упрекают в несамостоятельности,
бездумности. И в низких горизонтах: ничего им не надо, ничем не
интересуются. Кто бы спорил, но вариант «вот раньше» пора отложить,
а на «быть может» сосредоточиться. В том числе – обращаясь к личным
высказываниям студентов на небытовые темы.
Из записок начинающего преподавателя
В качестве педагогической
практики я вела семинары у студентов: конец XIX – начало XX века,
Лавров, Ковалевский, Кропоткин, Бухарин и другие рассуждавшие о судьбе
общества.
О студентах все известно: «Зачем нам этот идеологический нафталин,
дайте нам ремесло, орудие труда, почву под ногами, чтобы
гарантированный заработок. А вся эта философия – какое она имеет
отношение к жизни!»
Тем не менее я шла с установкой: читать умные книги – пока это ваша и
наша прямая задача. Но как доказать, что набор представленных в
программе текстов – действительно то, что стоит читать? При всей
уверенности в том, что если молодым людям дать пищу для размышлений,
они охотно задумываются не только о хлебе насущном?
Чего больше всего мыслители тогда боялись, так это проницаемости границ
между хаосом и анархией. А сегодня как выжить свободной личности в
предлагаемом полицейском порядке?
Не вдаваясь в подробности, скажу, что почитать и даже прочитать у нас
получилось, если судить по экзаменационным эссе студентов. Среди тем –
актуальность идей, высказанных сто лет назад нашими соотечественниками.
Замечу: это написано не фанатами курса и не круглыми отличниками –
писали все…
…Мне близок Петр Кропоткин, мне нравится его бунтарский дух. Но
познакомившись с современной культурой, Кропоткин точно бы уехал
обратно в свой девятнадцатый век. Слово «анархия» подается уже совсем в
другом значении – как синоним хаоса и беспредела. А первоначально
анархическая система была идеалом гражданского общества.
…Я часто представляю себя ранним субъективистом Михайловским.
Думаю, в современности его суждение по поводу лидерства стало бы очень
популярным. Мы привыкли видеть лидера особым человеком, с высокими
умственными или иными способностями. А Михайловский писал, что лидером
может стать любой случайный прохожий, только если подвернутся
правильные обстоятельства. Современным людям было бы важно осознавать,
насколько это ответственно – внутри каждого живет лидер..
…Конечно, в области науки о человеке нельзя добиться
объективности, но нельзя из-за этого принижать статус науки, а он
теперь стал совсем уж низким. И вот – нет вообще никаких новых идей.
Неизвестно, что еще хуже. Современные теоретики ставят перед практиками
задачи, а о выполнении их ничего не говорят – молодым оставляют в
наследство.
…Наша социология слишком связана с политикой, подстраивается
под ее желания. Петр Кропоткин, который писал о нравственности, морали,
о естественной взаимопомощи, вряд ли получил бы признание сегодня.
…В современном сознании, возможно, получила бы признание мысль
о том, что благосостояние и счастье не могут быть основаны на угнетении
других. Идея человеческой солидарности обсуждается во всем мире, но
вместе с ней почему-то растет и экстремизм.
…Говорить, что счастье личности в полном освобождении, я бы не стала –
современный мир скорее предоставляет мнимое обеспечение всеми благами,
в которых человеку свобода как таковая как будто не нужна. И претворять
в жизнь романтические идеи о свободе и этическом диктате сейчас никто
не хочет.
…Современное общество основывается на конкуренции,
соперничестве, на выживании всеми способами, иногда – за счет счастья
других. Понятие справедливости практически стерто. Идея анархии как
идеала гражданского общества, где отсутствует какая-либо политическая
власть, тоже оказалась утопической. Всегда в обществе были и будут
ведущие и ведомые, которым удобно и просто, которые любят, чтобы ими
управляли. А власть сейчас – вообще инструмент обогащения. Пока эта
схема работает, анархия невозможна.
…Ранние социологи ошиблись, когда рисовали себе картину
будущего. Человечество не живет в самоорганизованных коммунах, миром
правит капитализм, существует разделение на классы, нации, расы. А как
им хотелось, чтобы общество было единым организмом! Задача на будущее.