Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИДЕИ, КОТОРЫМИ СТОИТ ПОДЕЛИТЬСЯ


Азбель Анастасия

Профориентация в школе: новый подход

Можно провести экскурсию по фабрике. Можно поставить к станку. А можно попытаться смоделировать профессиональное сознание

Подходов к профориентации как помощи ребенку в выборе профессии сегодня много. Но в связи с резким изменением в мире информации много и неопределенностей в этом вопросе. Ясно, что выбор «раз и навсегда» уже неактуален, что существует немало профессий, представители которых работают на стыках разных областей знания и что переход из одной сферы в другую становится типичным, скажем, из исполнительской позиции в управленческую. Что в этой ситуации делать учителям?
Педагоги школы № 6 Санкт-Петербурга уверены: сегодня необходим более широкий, универсальный подход к профориентации. О том, как он осуществляется на практике, рассказывает Анастасия АЗБЕЛЬ, кандидат психологических наук.

Если хорошенько посмотреть вокруг

В нашей школе мы стремимся создать такую образовательную среду, где ребята выходили бы за пределы предметного обучения и познавали разные сферы современной жизни. На наш взгляд, этот процесс следует организовывать уже с 4 класса. В этом случае появляется шанс, что, по крайней мере, у некоторых учеников к 9 классу возникнет понимание, где и каким образом они хотели бы реализовать себя в будущем.
Для нас важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес, коммунальное хозяйство, промышленное производство, система здравоохранения и даже система образования. Понятно, что подлинного понимания можно достичь, зная только то, что происходит внутри конкретного института или компании. И значит, необходимо учить ребят видеть деятельность, скажем коммерческой фирмы, в широком контексте – видеть то, чем эта деятельность обусловлена, например:  географическим месторасположением, спецификой конкретного рынка, глобальными мировыми тенденциями, стереотипами мышления потребителей. И конечно же надо помочь детям в осмыслении новой информации о конкретных практиках, тенденциях, взаимосвязях. Например, провоцируя такими вопросами: какая сфера деятельности мне наиболее интересна? какие есть предпосылки к тому, что я стану успешным в этой области? что я для этого могу начать делать уже сейчас? хочу ли я быть наемным работником и не нести риски или хотел бы быть свободен в своем бизнесе, но понимать, что моя жизнь – моя ответственность?

 Где поймать специалиста?

Не существует какого-либо одного метода или технологии, с помощью которых можно было бы организовать процесс понимания современного мира. Надо использовать разные взаимодополняющие способы и форматы образовательной деятельности. У нас на это работают несколько проектов.
Начнем с того, что в школе существует обычная практика посещения предприятий, а также мероприятий, где можно получить представление о работе той или иной отрасли. Например, шестиклассники побывали на выставке, посвященной лесоперерабатывающей промышленности. Учителя с детьми заранее заготовили вопросы, с которыми они обратились к участникам. Важно заметить, что на выставках профессионалы, как правило, охотно идут на контакт, в том числе с детьми, с удовольствием рассказывают о специфике своего производства, показывают презентационные материалы. Эта открытость способствует тому, что ребята получают массу позитивных впечатлений и узнают много нового. Но еще это очень значимый опыт коммуникации на равных. Второй наш проект – «Инфраструктура школы как инструмент познания». Подробное описание этого проекта можно найти на сайте школы http://6sch.ru, поэтому здесь мы лишь изложим суть дела.
Проект вырос из конкретной проблемы. Мы начали проводить образовательные десанты на предприятия и столкнулись с тем, что предприятиям это не очень выгодно. Как оказалось, не многие руководители государственных и бизнес-компаний готовы организовать прием детей и подобрать человека, который мог бы ответить на вопросы школьников. И тогда у директора школы Александра Шапошникова возникла идея: а почему бы не использовать потенциал инфраструктуры школы для моделирования жизненных практик? Ведь среди школьных служб и обслуживающих школьное здание организаций есть представители многих сфер экономики: управления, коммунального хозяйства, строителей, энергетиков, IT-сферы, здравоохранения. Тогда мы начали организовывать экскурсионные туры по самой школе, привлекать к участию в них разных специалистов и вместе с ними выяснять, зачем школе директор, чем занимается школьный бухгалтер, откуда в школе берется тепло, почему возникли перебои в вентиляционной системе и за счет чего их удалось быстро устранить. И так далее, вплоть до того, какая информация содержалась в дневниках, которые были найдены на школьном чердаке? Этот вопрос поставила учительница литературы, которая на своих уроках исследовала тему девичьих дневников, хранящихся на чердаках, а потом кем-то найденных.

Кейсы для будущих профессионалов

Чтобы глубоко понять специфику конкретной практики, недостаточно познакомиться с ней на уровне новой информации, важно самому попробовать решать проблемы, которые возникают в этой сфере в конкретных ситуациях и контекстах. Как наши ученики могут обрести подобный опыт?
Одна из возможностей – работа с особыми заданиями, составленными по принципу обучающих кейсов, то есть задач, моделирующих жизненную, проблемную ситуацию. К примеру, у нас есть кейс, где описывается жизнь в условиях Крайнего Севера, на полуострове Ямал. В частности там сказано, что на Ямале нет дорог, однако автомобильное движение там есть. Спрашивается: каким же образом автомобили передвигаются по этому полуострову?
Есть кейсы, которые мы разрабатываем как тематические задания для конкретной экскурсии по школе. Предположим, это экскурсия на школьный чердак. Можно обратить внимание детей на то, что на чердаке может происходить потеря тепла, отсюда один шаг до формулирования кейсовой задачи: как определить места, где теряется тепло?
Еще одна «чердачная» тема: у нас в школе покатая крыша, что затрудняет уборку снега. Как организовать этот процесс так, чтобы минимизировать риск падения с крыши?
А сама идея кейсовых заданий тоже «кейсовая»: такой тип заданий первоначально применялся для работы с детьми, находящимися на надомном обучении. То есть материал эти ребята изучали дома посредством дистанционных методик, а с учителем встречались, чтобы обсудить и проработать самые сложные вещи, с выходом на метапредметные результаты. Тогда возникало больше возможностей для экспериментирования, апробирования новых идей и методов. Естественным образом такая организация учебного процесса перешла в школу.

Задачи «не из учебника»

Сейчас мы разрабатываем методику, которая позволит учителю создавать кейсы из стандартных предметных задач. Это важное педагогическое умение, так как в школе основную часть времени ребята проводят на уроках, что особо не располагает к познанию живой жизни: большинство школьных заданий далеки от нее. Какому ребенку интересно в очередной раз рассчитывать, сколько воды вылилось в какой-то бассейн, которого он никогда не видел? Не лучше ли вместо этого попробовать посчитать, сколько заплатит школа, если на несколько часов оставить открытым кран в ближайшем к кабинету математики умывальнике?
На наш взгляд, практически каждое задание можно переформулировать в сторону приближения к реалиям окружающего мира. Правда, для этого учителям надо пересмотреть отношение к учебному материалу, и мы стали проводить в школе специальные обучающие семинары. Это такой тренинг: берем наугад учебные задания и вместе пытаемся изменить условие так, чтобы раздвинуть границы предметного мира до реальной жизненной ситуации.
Элементарный пример из школьного курса математики. Задача. Дано: одна сторона короба – 4,12, другая – 3,62. Требуется вычислить площадь среза и округлить результат. Как мы ее переформулировали? Мы обратили внимание, что в классе есть короб-кабель примерно с такими же параметрами. Почему бы не попробовать рассчитать, какое максимальное количество проводов определенного диаметра может вместиться в этом коробе? Ведь в жизни вполне может встретиться подобная задача при ремонте.

Наблюдение ведет к вопросам

Среди способностей важнейшая – умение наблюдать за происходящим рядом. Мы ставим задачу развивать в детях это умение. Например, с помощью так называемых феноменологических кейсов. Это просто: наблюдая за каким-то явлением или процессом, надо ставить вопросы по отношению к тому, что мы видим. Начинаем с интересных процессов, они стимулируют зарождение вопросов. Например, такое задание: «Понаблюдай за тем, что будет происходить с шипучей таблеткой, когда ты бросишь ее в воду, и попробуй сформулировать максимальное количество вопросов к тому, что ты увидишь».
Вопросы появляются самые разные, начиная от очевидных и заканчивая совершенно неожиданными. Так, у многих возникает вопрос: «Почему таблетка сначала опускается, а потом всплывает?». Но можно попробовать сформулировать вопрос из совершенно иного ракурса: «Откуда возникло представление о том, что шипучие таблетки придумали американцы и поэтому русским они не помогают»? Это не придуманное суждение, а мнение, которое в свое время высказал вполне конкретный человек. То есть это пример мыслительного стереотипа, родившегося в определенной культурной среде.
Итак, наблюдаем и формулируем вопросы. После того как вопросы сформулированы, ребята размышляют над тем, где можно было бы найти ответ на конкретный вопрос, кто из педагогов может помочь в поисках этого ответа.

В пространстве выбора

Для того чтобы работа с кейсом была более результативной, мы стараемся организовывать ее свободно. Дети решают конкретные кейсы не в обязательном порядке, а по желанию. Если мы видим, что кто-то по-настоящему увлекся проблемой, то предлагаем возможности для дальнейшего углубления. Например, подготовить тематическое выступление для школьной конференции либо принять участие в школьном конкурсе.
Второй существенный момент: мы стараемся строить образовательный процесс так, чтобы у детей был выбор из нескольких вариантов работы. Скажем, кому-то интересно размышлять над проблемой обеспечения безопасности во время очистки крыши, а кому-то захотелось узнать все о необычных крышах, которые существуют в различных странах. Ведь есть крыши-огороды, крыши с солнечными батареями, «растущие» крыши.
…Все, о чем я рассказала, – экспериментальная работа, и поскольку эксперимент идет не очень продолжительное время, итоги подводить еще рано. Но уже сейчас видно: практико-ориентированные проекты нравятся детям. И это дает нам основание думать, что работа наша небесследна, в том числе для их важных жизненных выборов.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ 

Статья подготовлена при поддержке центра профориентации «ПрофГид». Если вы молодой специалист, но не знаете какую поставить цель в жизни, то оптимальным решением станет обратиться в центр профориентации «ПрофГид». Перейдя по ссылке: «http://www.profguide.ru/myshlenie/logic/», вы окажетесь на странице, посвященной логическим задачам, которые вы сможете решить для оценки своих знаний и возможностей. Центр профориентации «ПрофГид» постоянно обновляют свою базу данных, поэтому вы сможете всегда найти свежий и актуальный материал.

Рейтинг@Mail.ru