Педагогическое творчество: мотивы и препятствия
Самостоятельно работающие учителя меньше ссылаются на нехватку времени, для них более значимо отсутствие информации и профессиональной поддержки
О тех, кто в школе. О нереальной задаче
слыть хорошим учителем и оставаться адекватным человеком. О
парадоксальном признании директора: «Школа сегодня выстроена так, что
без двойной бухгалтерии невозможно вдохнуть в нее живую жизнь». И о
двойном стандарте профессии: все главное – факультативно.
Соответствуя
внешне, внутренне протестуют
Начнем с научного исследования. На конференции «Тенденции
развития образования» выступал Владимир Собкин, директор Института
социологии образования РАО. Он представил результаты опроса 2012 года:
более двух тысяч учителей в разных субъектах Федерации отвечали на
вопросы о мотивах для инновационной активности и о социальных
препятствиях для проявления творчества. Свежие данные 2012 года
сравнивались с результатами срезов 1991 и 2001 годов.
Многие цифры не меняются: 54% учителей в качестве главной сложности
школы отмечают самоустранение семьи от воспитания детей; второе место
занимает административно-бюрократическая система управления (40%),
затем – слабая правовая защищенность (17%). Но если в предыдущие годы
профессиональные ожидания были связаны с надеждами на изменения, то в
2012-м реакция на бюрократию пришла к тому уровню, который был в
предреформенный момент, более того, в девяностые реакция была даже
мягче. Как следствие: учителя значительно меньше интересуются
проблемами содержания образования, они остыли к учебному процессу. Они
функционируют.
Если в 1991 году высказывание о том, что лучшие педагоги уходят из
школы, поддерживали 8%, теперь – 15%. Фиксировали неготовность
родителей и детей к реформам и изменениям в школе 5%, теперь – 18%.
А профессиональная риторика, кроме слова «компетенция», за двадцать лет
ничем новым не пополнилась, разве «гуманизация», «индивидуализация»,
«дифференциация», которые активно отмечались в 1991 году, сменились на
«реализацию требований нового стандарта». Это идет первой строкой. Так,
в целях по воспитанию формулировки берутся прямо из стандарта:
«формирование ценностного мировоззрения», «развитие морального
сознания, экологической культуры…».
Кажется, говорить о проявлении творческого начала – лишнее.
Но вопрос «Что мешает проявлять творческое начало?» в анкете был.
Отвечали массово: нехватка времени. Симптоматично, что и все другие
«мешающие» параметры – внешние.
Родители в большинстве считают, что главное в образовании – усвоение
стандартной программы, только треть одобряют творческий подход учителя.
Ученики тоже предпочитают ориентироваться на обычную программу и в
интересных заданиях видят только дополнительную нагрузку. Коллеги, как
правило, тоже не одобряют творческие проявления учителя, не говоря о
поддержке.
Тем не менее есть то, что побуждает учителя делать новое. А именно:
стремление заинтересовать учеников, повысить качество знания,
реагировать на запросы детей. А еще – неотменимая профессиональная
потребность личностного роста.
В итоге социолог делает обоснованный вывод: можно говорить о том, что
истинное творчество учителя становится подпольным, неявным, отнесенным
на обочину. Его не выносят на обсуждение, не обнародуют. В отличие от
имитации творчества – ведь никакой конкурс, грант, поощрение властью
извне не названы учителями как мотивы для пробуждения творчества.
Легко ли быть?
Теперь нюансы исследования, в развитие темы. Выявлены очень
важные закономерности. Первая. В нынешних условиях быть учителем
комфортно, если наработаны штампы, реакции, авторитет. Так, сложной
свою работу считают учителя со стажем менее 3,5 года, а простой – со
стажем более 20 лет. Для начинающего учителя проблемы на каждом шагу, и
все требуют усилий и решений. Он буквально «возится» с детьми, часами
занимается подготовкой уроков, с великим трудом налаживает отношения с
коллегами и родителями учеников. Но чудесным образом вся эта живая
школа каменеет перед опытным учителем, который «только бровью поведет».
Так в чем же опыт? Уважать себя заставить? Любой ценой? Допустим, это
«тяжелое наследие прошлого».
Но вот вторая закономерность. Обстановка доверия, поддержки в
коллективе, культура отношений между взрослыми многократно повышает
качество воспитания школьников. Так, в лицеях и гимназиях, где
коллективы формируются под задачу, учителя считают цели воспитания
серьезными, процессы – требующими обдумывания. Тогда как в массовой
школе проблем не видят, задачи воспитания считают самыми простыми:
«Провел-отчитался». Или не провел, без разницы. И это уже плоды
бюрократического настоящего: смысл, дух, коллектив роли не играют.
Третья. Лично ответственных учителей меньшинство, им труднее. Так,
учитель, работающий по самостоятельно составленной программе (в
исследовании – «авторской»), называет много стоящих перед ним задач,
считает их сложными. Тогда как учителя, работающие по стандартной,
никаких особых сложностей не видят, им все «и так понятно». В то же
время самостоятельно работающие учителя меньше ссылаются на нехватку
времени, для них более значимо отсутствие информации и профессиональной
поддержки.
На поверку выходит, процессами управляют «плохое» старое и «плохое»
новое. А на вневременное «хорошее» спроса нет.
Невыносимость авторства
Тут наш разговор переходит в реальность. ФГОС: каждая школа
имеет право разрабатывать свою программу. Единых требований к
содержанию школьной программы нет, есть лишь требования к результатам.
И это всех пугает: самостоятельность, разнообразие, ответственность.
Люди ропщут, и уже депутаты из Комитета Госдумы по образованию давят на
ведомство: разрабатывайте!
Сегодня даже Ямбург относит самостоятельное написание рабочей программы
к «несвойственной учителю бюрократической работе».
На переподготовках по ФГОС записывают: «системно», «матрица»,
«алгоритм», «диалогово-проблемный уровень», «надпредметный подход» – но
как люди будут в этом самоосуществляться?
Острые споры в экспертном «смогут – не смогут», «должны – не должны» –
все крутится вокруг темы доверия. Одни говорят: «Дайте учителю знать о
результате, оставьте его в покое на год, после проведите внешнюю
проверку знаний детей – и все, принимайте решения». Но такую ситуацию
мало кто может вообразить.
Однако школы работают, в них приходят ученики и на что-то тратят там
драгоценное время детства.
Кому как, а учителю чистая совесть нужна профессионально. Трудно
поверить, что он может хорошо работать, не умея планировать,
прогнозировать, проектировать, конструировать… не зная предмета, не
считаясь с учениками. Но можно предположить – не в тех формах, которые
ему спускают для заполнения и отчетов. А как он это делает на самом
деле – никто не знает. Это такие подземные реки. Но иногда они
обнаруживаются.
Опыт личного
проектирования урока. Рассказ учителя
– Ситуация была – приходит завуч с какого-то совещания и
раздает учителям табличку: перепишите планы согласно новым требованиям.
И хотя уже март на дворе, к тому же не 2020 года (срок ввода ФГОС в
штатный режим), но – срочно, это важно! Что писать? Я села, создала
таблицу на компьютере и поняла, что простым вписыванием материала не
обойтись, судите сами. Первая графа – «Содержание: основные вопросы,
термины и понятия», вторая – «Виды деятельности, предметные
результаты», третья – «Универсальные учебные действия – регулятивные,
познавательные, коммуникативные».
И хотя навскидку все вроде понятно, я решила кое в чем удостовериться,
ведь о новом подходе известно, что он подчеркнуто психологизирован.
В поиске сразу выпал «Глоссарий ФГОС» и очень удивил: предметные
результаты, оказывается, – это не результаты по предмету, а то, что
осваивается, не только ЗУН. Тогда я стала проверять каждое понятие, и
постепенно табличка заполнилась необходимой информацией. Сначала я
решила, что это будет памятка. Но стоило начать расписывать для
конкретного урока первую графу, как тут же включалась потребность
соотнести содержание с подходящими видами деятельности, соответственно
– перебрать весь список компетенций. То есть «абы что» уже не годилось,
если не пролезало через «как» и «зачем». Обычно это чувствуешь
интуитивно, но так видно четко: почему не надо брать этот вопрос
(задачу), какими понятиями ограничиться, как работать с ними именно как
с понятиями.
Тут я ощутила сладостный вкус разумного самоограничения в разработке
урока, после чего повысила в ранге свою памятку: назвала ее
конструктором для создания урока, потому что «материал – деятельность –
компетенции» оказались в отношениях подгонки друг к другу.
Приведу содержание граф конструктора последовательно, а выстроить их в
таблицу не составит труда. В таблице видно насквозь, там удобно
проводить мысленные стрелочки.
Содержание:
основные вопросы, термины и понятия. Ключевые вопросы…
Термины… Понятия… Материал.
Виды
деятельности, предметные результаты. Виды деятельности:
игра, учеба, труд. Учебная деятельность: усвоение информации, освоение
приемов и операций; производство учебного продукта. Предметные
результаты: элементы социального опыта (знания, умения и навыки); опыт
решения проблем; опыт творческой деятельности. Формы деятельности:
работа в группе, работа в паре, фронтальная работа, самостоятельная
работа.
Универсальные
учебные действия – регулятивные, познавательные, коммуникативные. Действия
саморегуляции: планирование учебного сотрудничества с учителем,
планирование сотрудничества со сверстниками (определение цели, функций
участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов
(выявление, проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения, принятие решения, реализация); управление партнером
(контроль, коррекция, оценка действий партнера). Действия
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами
языка. Действия познавательные: восприятие (отражение в сознании
целостного образа предметов, а также работа чувств, воли, интуиции и
воображения); представление (чувственный целостный образ предметов и
явлений); мышление (рациональное познание). Мышление опирается на
понятие (мысль о предмете, отражающая его наиболее существенные и общие
для класса предметов признаки), на суждение (мысль, в которой через
связь понятий утверждается наличие или отсутствие чего-либо), на
умозаключение (мысль, выводимая путем рассуждений из одного или
нескольких суждений).
…Остается добавить: при такой навигационной карте (или какой-то иной,
но своей) никто не будет клянчить: «дайте нам содержание», ибо понятно:
содержание образования – это не материал, не списки тем, а то, что
происходит с людьми на уроке.