Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Так мы про ЕГЭ или про развитие личности?

Принимаем слезы всех. Ибо не о личном печалятся учителя, а вот – «недоучиваем мы их!». Потому что реформы мешают давать глубокие знания и универсальную подготовку. Нам пришло письмо:

«Уже сколько лет нам навязывают новшества, а ничего не приживается. Этого никто не видит? Какие-то профили, теперь стандарты – непонятно зачем. И уже ходят проверяют то, не знаю что. У нас ГИА на носу, все силы – на преодоление этого барьера, ведь даже не знания требуются, а натаскивание на определенного рода задания. И мне грустно читать у вас про развитие личности, индивидуальные подходы. Всем понятно, что главное – это обучение, к нему и сводится воспитание. И стригут нас – за учебные результаты, хотим мы или не хотим. Отвлекаться на остальное нет ни времени, ни сил, да и родители от нас не этого ждут».

Позиция понятна, со счетов не сбросить: что есть, то есть. Давайте ее прояснять, а не оспаривать. Мы приводим экспертное мнение Татьяны КЛЯЧКО, директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС:
– Когда мы заимствуем реформы, не задумываемся, чем должны заплатить за перемены. Потому что если смотреть в корень, образовательная система страны исходит из ее культуры, в частности – из системы права.
Почему  германо-франко-российс­кая школа проиграла англосаксонской? Потому что она исходит из дедуктивного метода обучения: от общего к частному. Англосаксонская – от частного к общему, это восхождение от эмпирики, от прецедента. Им органичны проекты, кейсы. Нам – фундаментальные системные знания. Как следствие: знаменитых американских и английских математиков наперечет, тогда как немецких, французских и российских – большие списки. Потому что там школа не ставит задачу «сильной математики» или еще какой-то области, там пекутся о личной успешности каждого выпускника, там неумному не говорят: иди отсюда и занимайся тем, о чем мы не знаем. Там занимаются им, там приоритет воспитания и социализации. Это совсем другая внутренняя логика системы образования. И она органична для стран с прецедентной системой права, а неорганична – для стран с кодифицированным правом. Тоталитарность сознания порождается основаниями культуры, поэтому реформы у нас так плохо приживаются.
…Выходит, с одной стороны, контекст нашей жизни противоречит образованию, ориентированному на человека. Но с другой – смогли же Франция и Германия преодолеть традицию и выстроить новые отношения в системе образования.
А мы? Наше общество, видимо, вполне устраивает, что цель школы – это «преодоление барьеров». ГИА, ЕГЭ...

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Spain-Media. Посетив сайт интернет проекта Spain-Media, который располагается по адресу spain-media.ru, Вы узнаете самые последние новости из политической, культурной, туристической и спортивной жизни Испании. Удобный рубрикатор сайта Spain-Media позволит быстро найти статьи нужной тематики. Интернет проект Spain-Media будет полезен каждому человеку, планирующему свой отдых в Испании, так и просто интересующимся этой страной.

Рейтинг@Mail.ru