Так мы про ЕГЭ или про развитие личности?
Принимаем слезы всех. Ибо не о личном печалятся учителя, а вот
– «недоучиваем мы их!». Потому что реформы мешают давать глубокие
знания и универсальную подготовку. Нам пришло письмо:
«Уже сколько лет нам
навязывают новшества, а ничего не приживается. Этого никто не видит?
Какие-то профили, теперь стандарты – непонятно зачем. И уже ходят
проверяют то, не знаю что. У нас ГИА на носу, все силы – на преодоление
этого барьера, ведь даже не знания требуются, а натаскивание на
определенного рода задания. И мне грустно читать у вас про развитие
личности, индивидуальные подходы. Всем понятно, что главное – это
обучение, к нему и сводится воспитание. И стригут нас – за учебные
результаты, хотим мы или не хотим. Отвлекаться на остальное нет ни
времени, ни сил, да и родители от нас не этого ждут».
Позиция понятна, со счетов не сбросить: что есть, то есть.
Давайте ее прояснять, а не оспаривать. Мы приводим экспертное мнение
Татьяны КЛЯЧКО, директора Центра экономики непрерывного образования
РАНХиГС:
– Когда мы заимствуем реформы, не задумываемся, чем должны заплатить за
перемены. Потому что если смотреть в корень, образовательная система
страны исходит из ее культуры, в частности – из системы права.
Почему германо-франко-российская школа проиграла
англосаксонской? Потому что она исходит из дедуктивного метода
обучения: от общего к частному. Англосаксонская – от частного к общему,
это восхождение от эмпирики, от прецедента. Им органичны проекты,
кейсы. Нам – фундаментальные системные знания. Как следствие:
знаменитых американских и английских математиков наперечет, тогда как
немецких, французских и российских – большие списки. Потому что там
школа не ставит задачу «сильной математики» или еще какой-то области,
там пекутся о личной успешности каждого выпускника, там неумному не
говорят: иди отсюда и занимайся тем, о чем мы не знаем. Там занимаются
им, там приоритет воспитания и социализации. Это совсем другая
внутренняя логика системы образования. И она органична для стран с
прецедентной системой права, а неорганична – для стран с
кодифицированным правом. Тоталитарность сознания порождается
основаниями культуры, поэтому реформы у нас так плохо приживаются.
…Выходит, с одной стороны, контекст нашей жизни противоречит
образованию, ориентированному на человека. Но с другой – смогли же
Франция и Германия преодолеть традицию и выстроить новые отношения в
системе образования.
А мы? Наше общество, видимо, вполне устраивает, что цель школы – это
«преодоление барьеров». ГИА, ЕГЭ...
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Spain-Media. Посетив сайт интернет проекта Spain-Media, который располагается по адресу spain-media.ru, Вы узнаете самые последние новости из политической, культурной, туристической и спортивной жизни Испании. Удобный рубрикатор сайта Spain-Media позволит быстро найти статьи нужной тематики. Интернет проект Spain-Media будет полезен каждому человеку, планирующему свой отдых в Испании, так и просто интересующимся этой страной.