ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Историю заказывали?
Началась очередная кампания по созданию единого учебника
На днях в «РИА Новости» состоялось заседание «круглого стола»
на тему «Учебники истории: новое прочтение», участники которого
откликнулись на инициативу Владимира Путина: «Возможно, стоит подумать
о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных
на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках
единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее
этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И конечно, нужно
на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась
единением разных народов, традиций и культур»…
Матрица понимания отечественной
истории
Школьным учебникам по истории России традиционно не везет. В
1931 г. журнал «Пролетарская Революция» публикует письмо Сталина «О
некоторых вопросах истории большевизма». В нем Сталин фактически
устанавливал право на монопольное толкование истории – историки
лишались права обсуждать «аксиомы большевизма». Это письмо изменило
преподавание, изучение и пропаганду истории в СССР: активизировалась
работа Главлита (института цензуры советской власти), в библиотеках
появились отделы специального хранения, архивы были переданы в НКВД и
получили гриф «Секретно», в результате чего историки не могли больше
опираться на источники, а должны были обходиться работами Сталина,
партийными резолюциями и советской периодикой. Многие историки
вынуждены были уходить в древность – в Средние века, в античность.
Первый советский учебник по истории появился в 30-е годы. Был объявлен
конкурс, ход которого тщательно контролировали Жданов, Киров и лично
Сталин. Победил учебник Шестакова «Краткий курс истории СССР». Он
предлагал идею преемственности: великие люди прошлого (Александр
Невский, Иван Грозный, Петр I) с древних времен строят мощное
государство и борются с иноземными захватчиками. Линия положительных
царей упирается в Сталина. Схема объяснения оказалась очень удобной и с
тех пор применялась ко всем событиям и даже распространялась и на более
далекое прошлое.
Неизменными оказывались организующая роль партии под руководством
вождя, безупречность ее стратегии и превосходство советского строя над
другими режимами. Трудности развития всегда имели внешний (относительно
партии, вождя и государственной власти) источник: внешние и внутренние
враги. Уже никакие последующие события не оказывали принципиальное
влияние на логику изложения: после войны в учебнике появились
дополнительные военные главы, рассказывающие о «вероломном нападении» и
победе благодаря гению Сталина, Коммунистической партии, Советского
правительства и советского народа вообще. При Хрущеве ничего не
поменялось, лишь добавили выражения «просчеты», «объективные и
субъективные причины» – даже при критике культа личности разговор об
ответственности высшего руководства не заводился.
40 учебников дела не
исправили
После перестройки вышли учебники Кредера и Долуцкого,
наполненные труднопереносимыми фактами новейшей отечественной истории и
критическими суждениями в адрес руководства. От них быстро отказались:
«абстрактно, противоречиво». Потом начался учебниковый бум – выходило
много разных. Потом Владимир Путин предостерег от «каши в голове» – у
преподавателей и у общества: «Нужно помочь ученикам и студентам
составить собственное представление на основе добросовестного изложения
материала».
Тогда и вышел учебник Александра Филиппова с апологией Сталина. Но тоже
был подвергнут критике. Владимир Рыжков, в то время лидер
Республиканской партии, депутат Госдумы, а ныне оппозиционный политик,
тогда написал: «В последнее время борьба за прошлое обострилась. Я
очень боюсь, что все, что говорилось Путиным, будет воспринято
бюрократией как приказ переписать историю в сталинистском духе. Я
боюсь, что государство опять начнет использовать учебники как
инструмент для промывания мозгов и навязывания авторитарной идеологии.
Я призываю историков не идти на сделку с совестью и оставить нашим
школьникам возможность знать правду о нашем прошлом. В противном случае
страна снова зайдет в исторический тупик».
Как видно, матрицы сознания просто и быстро не меняются, период
шараханья из крайности в крайность вышел довольно продолжительным.
Сегодня опять – за единый. По словам директора Института российской
истории РАН Юрия Петрова, вопрос о необходимости создания единого
учебника по истории сомнению не подлежит, и ажиотаж вокруг этой идеи
ему непонятен. О том, что идея единого учебника хороша и вообще – все
европейские страны озабочены унификацией учебников истории, говорил и
директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. И как
нигде, в нашей стране этот вопрос особенно актуален, ведь история –
главный идеологический предмет! А выбор что? «В условиях, когда учителю
приходится выбирать из 40–50 учебников, свобода выбора превращается в
профанацию», – убежден академик.
Другие участники «круглого стола» подчеркивали: «единый» не должно
означать «единственный». Для каждой школьной ступени хорошо бы иметь
несколько учебников, но отобранных на конкурсной основе. Главное, чтобы
все они были написаны в рамках общей концепции. Единая – концепция, а
не учебники.
Критерии качества концепции
По мнению Юрия Петрова, авторы «не должны вставать ни на одну
сторону баррикад, обязаны без гнева и пристрастия судить о самых разных
исторических событиях». Он считает, что должны быть показаны не только
героические, но и трагические страницы истории, не только победы, но и
поражения.
Это есть и сейчас: в школьных учебниках по истории нашли отражение и
Холокост, и Катынь; а в теме гражданской войны показана «своя правда»
как у красных, так и у белых.
По мнению Александра Чубарьяна, предстоит освещение таких спорных
вопросов, как присоединение Украины к России, проблемы Кавказа. Также
ученый считает важным отразить в учебнике «столкновения характеров,
ошибки, страсти, заблуждения исторических деятелей». Он рекомендует
авторам новых учебников избегать оценочных суждений. И – что важно –
предлагает вынести разные точки зрения на те или иные события из
учебников в книгу для учителя.
Известно о сроках: на реализацию президентского поручения потребуется
не менее двух лет.
Авторы пока не названы, но сказано: работать над «новым, хорошим,
единым» будут лучшие научные силы страны: РАН, РАО, Историческое и
Военно-историческое общества, ведущие университеты. Учительское
сообщество будет приглашено к обсуждению. И даже к экспертизе: по
словам председателя профильного комитета Госдумы Александра Дегтярева,
положение о педагогической экспертизе закреплено в новом Законе «Об
образовании в РФ», и теперь этот механизм становится обязательным при
принятии важных решений в сфере обучения и воспитания.
Чего хотим, с какою целью?
Специалисты считают, что создание единой концепции для
учебников истории послужит началом для решения целого ряда задач,
накопившихся в области гуманитарного образования.
Во-первых, станет возможным «навести порядок» в сфере региональных
учебников (по истории края, области, республики) – они порой идут
вразрез с федеральными учебниками.
Во-вторых, можно будет усовершенствовать ЕГЭ по истории, а именно:
переходить от тестовых заданий к ответам в форме эссе, а также со
временем дополняя письменную часть устной.
В-третьих, получится связать «аморфный и непонятный» курс
обществознания с курсом истории.
Наконец, в условиях повышенного внимания к курсу истории предполагается
увеличение часов на ее изучение – больше, чем 2 часа в неделю.
Как видим, это все «оргвопросы». Содержательный вопрос – а будут ли
новые учебники жизнеспособными и за счет чего – в стороне. Получается,
ожидаем «учебник для учебника», в котором будет наконец-то
сформулирована идеология государства. Быть может, получится.
А у подростков есть сотни способов брать информацию из разных
источников по интересующим вопросам. А у учителя – право отбирать
материал к уроку и нравственная позиция.
Так что вряд ли удастся созданием единого учебника оградить школу от
реального общества. И если у общества «каша в голове» по поводу оценок
истории родного государства, то заварили ее точно не в школе и точно не
учителя.
И вообще – в XXI веке единый учебник не тот инструмент, который сможет
консолидировать общество.