Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА


Чканикова Александра

Мужское дело или женское занятие?

Когда профессиональные стереотипы встречаются с гендерными

Этот номер выходит 23 февраля. Надеемся, есть среди наших читателей адресаты для поздравлений с Днем защитника Отечества.
А мы, как обычно, к дате мужского праздника приурочиваем разговор о мужчинах в учительской профессии. С точки зрения грамматики учитель – существительное общего рода. Ну а в реальности? За последние сто лет гендерный стереотип в образовании перевернулся: профессия педагога от чисто мужской стала преимущественно женской. Педагоги, психологи, социологи уверены, что это никому не на пользу. А что делать? Мы живем в противоречивом мире: с одной стороны, пропагандируется признание равных прав мужчин и женщин во всех областях деятельности, а с другой…

Там, где женщины в меньшинстве

Эта ситуация типична: на руководящих должностях в основном мужчины, мужчине гораздо проще трудоустроиться и подняться вверх по карьерной лестнице. Об этом говорила на социологическом конгрессе-2012 исследователь Н.С.Батюшкина из Тольятти. Она рассказала о том, как в промышленном городе оценивается положение мужчин и женщин в той или иной профессии. На большинстве предприятий большинство рабочих мест занимают мужчины-рабочие, преобладает физический труд, поэтому у женщины остается два выхода – либо идти осваивать мужские профессии, либо искать себе работу в побочных областях.
В прикладном исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет, инженеры-технологи, монтажники, продавцы, психологи, секретари – наиболее многочисленные в Тольятти профессии. На вопрос, существует ли разделение сотрудников по половому признаку на месте их работы, положительно отвечают 24% мужчин и 46% женщин. Дискриминация налицо. Как она проявляется? Около четверти мужчин считают, что работодатель серьезнее относится к мужчинам, чем к женщинам, мужчины занимают более престижные и высокооплачиваемые должности. Женщины же в большинстве дали такие варианты ответов: работая на одинаковых должностях с мужчиной, женщина может получать меньшую зарплату; мужская инициатива поддерживается чаще.

Стенка на стенку

В образовании мужчин критически мало, и эксперты настаивают на том, что школам срочно нужны мужчины, женский коллектив – катастрофа. В рамках того же тольяттинского исследования респондентам предложили соотнести ряд признаков с женским, мужским или смешанным коллективом. Мужчины единогласно отнесли к женскому коллективу такие признаки, как преобладание эмоций над логикой, невозможность командной работы, отсутствие взаимовыручки, частые конфликты, слабо развитая конкуренция.
Возможно, читатель-учитель скажет: мужчины отметили стереотипные мнения о женских коллективах, они там скорее всего не работают. Хотя что греха таить – классические проблемы взаимоотношений в школе связаны именно с автономностью коллег и решением конфликтов «от сердца».
Как оказалось, мнение женщин по поводу женского коллектива было точно таким же, как у мужчин, разве что отсутствие взаимовыручки потеряло позиции. Но странные люди женщины: отмечают наличие конфликтов – и тут же утверждают, что у них хорошие, дружеские отношения в коллективе.
Они же согласны, что в мужском коллективе логика преобладает, они могут коллективно решать задачи и про взаимовыручку – да. Но критикуют ярко выраженную конкуренцию.
Интересно и другое: мужчины приписывают своему мужскому коллективу только положительные стороны, а женщины во всех случаях чаще отмечают негативные. Разные основания оценивания.
И далее: наиболее положительным коллективом женщины посчитали смешанный и отнесли к нему такие признаки, как доброжелательная атмосфера, слабо развитая конкуренция, способность работать в команде – все эти показатели получили до 95% голосов.
Мнение мужчин о смешанных коллективах отличается: ярко выраженная конкуренция остается, зато добавляются частые конфликты. Около трети мужчин считают: где есть хоть сколько-то женщин, там эмоции будут преобладать над логикой.

Требования к учителю: пол значения не имеет?

По итогам исследования гендерного аспекта профессии педагога социолог из Самарской области А.Ю.Суханова приходит к выводу: основная масса респондентов нейтрально относится к полу преподавателя. Хотя, разумеется, мнения мужчин и женщин и по этому вопросу слегка разнятся.
Весной 2012 года исследовали две группы населения: молодежь от 18 до 30 лет и людей от 30 лет и выше. Спрашивали о мужских и женских профессиях. Женские, с точки зрения мужчин, – воспитатель, секретарь, кассир. С точки зрения женщин – воспитатель, бухгалтер, специалист по кадрам, психолог, продавец. А вот профессия педагога считается и мужской, и женской в равной степени!
Спрашивали, какими профессиональными качествами должен обладать педагог. Абсолютно все ставят на первое место знание предмета. А дальше по-разному: у женщин – умение общаться с детьми, у мужчин – умение учить (дидактика). Мужчины старшего поколения указали такое качество, как вера педагога в возможности ребенка.
Для женщин одним из важных показателей является способность педагога к саморазвитию, самообразованию, правильная речь, а для мужчин – умение слушать и широкий кругозор.
Среди личных качеств наиболее значимое для всех групп населения – любовь к детям. Со второго места снова расхождение: мужчины ставят во главу угла объективность и терпеливость, женщины – эмоциональную уравновешенность и доброту.
Как оказалось, респонденты вполне положительно относятся к феминизации образования (57%) – «это делает учебную среду гуманнее». Однако в то же время половина респондентов негативно относятся к недостатку мужчин в этой сфере, в том числе женщины.
Итак, все респонденты считают, что в преподавании мужчин и женщин различия, безусловно, есть. Однако в конечном счете респондентам не принципиально, кто преподает, мужчина или женщина.

Учитель на картинке

Другое дело – разные представления об идеальном педагоге. Мужчины видят педагога как человека, умеющего воспитывать и учить, обладающего способностью находить общий язык с детьми, родителями, коллегами, терпеливого и объективного. По мнению женщин, преподаватель – это в первую очередь эмоциональный, уравновешенный, любящий детей, добрый и порядочный человек.
Для рассмотрения проблемы в рамках фокус-группы участникам показывали иллюстрированные изображения преподавателей, отличающихся методами преподнесения своего предмета, возрастом, полом.
На представленных картинках были изображены самые разные и в то же время типичные явления, связанные с образовательным процессом, – разного рода учительские конкурсы, позитивные и негативные примеры поведения учителя на уроке.
Обсуждая картинки, участники нейтрально реагировали на гендерный аспект, хотя по «мужским» картинкам высказывались: спокойный, требовательный. По женским: уязвимая, эмоциональная, необъективная.
То есть люди понимают, что пол не должен иметь значения, важны профессиональные качества, но установка на предпочтение мужского все же проявляет себя.
Можно сколько угодно говорить о том, что профессиональные качества первичны относительно пола, но к чему лукавить: раз отличия есть, они имеют значение.

Голоса из свободного пространства

Прогуляемся по соцсетям: «Женщины-преподаватели всегда эмоциональнее, настойчивее и активнее… творчески подходят к процессу, стремятся разно­образить занятия, у них стимулирующий стиль… Преподаватели-мужчины привлекают внимание к себе и к своему предмету… Мужчины лучше дело знают, да и настроение у них обычно нормальное… На экзамене – к мужику, женская оценка бог знает от чего зависит…»
Но есть высказывания с прямо противоположными характеристиками. «Мужчина несет полезную долю хаоса, а женщина – за порядок… Мужчинам-педагогам не удается поддерживать дисциплину на занятиях… Они идеалисты, а у женщин на первом месте «приведение подобных»... Учебный материал, выдаваемый преподавателями-женщинами, более структурирован и упорядочен: схемы, таблички. У них все по полочкам. Мужчины более свободны, но учиться сложнее».
То есть привыкли дети к женской руке – она и нравится. Педагогу-мужчине нужна свобода творчества, а женщина за соблюдение норм. Конечно, ни одна женщина не согласится, что ей нравится от урока к уроку «по рельсам ездить», но в том-то и дело: она может заставить себя это делать. Чего стоят километры и килограммы бумаги, которую учителю надо исписать. Вот кто может – тот и работает, зови не зови. Естественный отбор, мужчинам это не по плечу.

Феминизация: кому вредна, а кому мать родна

Ох-ох-ох, сколько твердят: у детей из года в год воспитывается искаженное представление о мужском и женском. Женщины-учителя опираются на послушных девочек-отличниц, а мальчики тоже хотят быть в поле зрения учительницы – и тут вам все: от активного хулиганства до объединения в неформальные группы, провозглашение лидеров. Отсюда конфликты и противостояния. А девочки? Они видят только образцы сильных и умных женщин-учителей.
На круглом столе «Мужчина в образовании», прошедшем в Санкт-Петербурге, учителя-мужчины высказали мнение: мужчин в школе мало потому, что женщины выживают их из школы, а те, кто остается, уже не те горящие идеалисты, а адаптировавшиеся, притихшие работяги. Правду сказать, есть еще среди учителей мужчины, преподаватели по призванию, и никакая система их не вытравит. Единицы.
Общий вид – женщин больше, они диктуют мужчинам правила своего «женского клуба», и надо быть очень мотивированным, иметь очень высокую цель, чтобы оставаться в школе. Об этом говорят на интернет-форумах в опровержение мысли, что только мужчина-неудачник задерживается под крышей образования.
Как и о том, что мужчине очень нужен горизонт. О том, что молодые люди, которые нередко устремляются в школу после приличных вузов, быстро уходят. Ни физкультура с йогой и кунг-фу, ни английский с курсом синтаксиса, ни математика с ТРИЗами, ни карнавал с масками – ничего не проходит. Пробовать себя, менять формы и содержание преподавания – это в школе неуместно. А тогда «чего в школе делать-то?».
Но к теме. Что же получается? Женщина имеет право зарабатывать мало, мужчина – нет. Женщинам пристало впрягаться в рутинную работу, мужчинам – нет? Одним пахать – другим руководить? А говорите, нет гендерного аспекта. Есть, и именно он тестирует профессию, сферу деятельности и ее статус.

…В Германии или в Швейцарии мужчины борются за учительские места, потому что учитель не только хорошо зарабатывает, но и имеет серьезные социальные гарантии. Отработав шесть лет в школе, человек получает статус госслужащего и полный соцпакет, позволяющий не беспокоиться о будущем. Если когда-нибудь условия работы в России приблизятся к этому, в наших школах тоже будет достаточно мужчин.
Будем надеяться!

Рейтинг@Mail.ru