ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Внештатный человек
Памяти Григория Соломоновича Померанца
Его биография – биография российского ХХ века. Рождение в Вильно, в осколке бывшей империи, переезд в Москву, детство на переломе двадцатых и тридцатых, учеба в ИФЛИ в период репрессий, когда на собраниях каялись и осуждали врагов, арест отца; уход добровольцем на фронт, Сталинградская битва, «с боями до Берлина»; послевоенные надежды, их крах, неустроенность, лагерь в сорок девятом, 58-я статья; освобождение в 53-м, полуподпольное, периферийное существование, писательство, знаменитый антисталинский доклад «Нравственный облик человеческой личности», прочитанный в институте философии в 1965-м, когда началась тихая реабилитация Сталина; распространявшиеся в списках эссе и научные работы, полемика с Солженицыным… Ни к кому не примкнул, всегда был отдельно. Философ, культуролог, эссеист, если давать внешние определения. Внештатный человек, как он сам себя называл.
Внештатный человек.
Судьба словно специально провела его через все поворотные точки русской истории, через все ее смысловые узлы, по отношению к которым оформлялись потом общественные настроения, группировались кружки и коалиции, на которых строились социально-политические концепции, вырастали мифы, подпитывающие идейные построения; через точки, дававшие имя культурным группам и целым поколениям («лейтенантская проза», «шестидесятники»). Каждая такая точка давала право и соблазн на биографию, на историческую роль – борца, бунтаря, идейного руководителя, пророка.
Он чувствовал этот соблазн и писал впоследствии: «Несколько раз я собирался научить историю, как ей себя вести. И в конце концов она сама меня научила: ждать, пока что-то созреет. Тогда можно помочь вытащить наружу то, что уже есть. Что именно? Что Бог даст. Вовсе не обязательно то, что мне хочется. Ну что ж, – можно отойти в сторону. Пусть акушерским ремеслом занимаются другие».
Почти все наши исторические деятели минувшего века учили, как быстрее сорвать в лучшем случае несозревший, а в худшем – небывший плод. Тут едины и Ленин с революцией, минуя стадию развитого капитализма, и Сталин с индустриализацией ценой коллективизации, и Солженицын, и подпольные околонационалистические группы начала пятидесятых…
А Померанц остался просто человеком в истории. Участвующим в ней – как атом, как паскалевский мыслящий тростник, на который может рухнуть Вселенная, но и она не отнимет мысли. Сполна разделившим общую судьбу, но вынесшим сугубо личный опыт.
***
«Ад вымощен теориями, которые непобедимы, потому что они истинны, и все руководства к действию давно взяты на учет преисподней. Мои теории – не руководства к действию. И я надеюсь, что они никогда не победят».
А ведь все, кто действовал в нашей истории на протяжении века, стремились именно к победе. Она вся строилась на сцепках противоречий, конфронтаций, непримиримостей, только умножающих исторический рок.
«За всякую победу надо платить. Только внутренние победы бесконечно плодотворны: над страхом, над желанием первенствовать, богатеть, мстить. И побеждать. Ибо внешняя победа, до основания изничтожающая то, что нам кажется совершенным злом, тут же становится новым злом, и хороши только те скромные победы, которые восстанавливают естественное равновесие и не дают чему-то одному разрастись за счет остального. То есть победы над инерцией победы. Победы, останавливающие разгул побед, как степной пожар – встречным пожаром».
Откуда это написано, из какого пространства, как было случиться этим словам, из какой почвы, по какому озарению? Однако случилось.
***
Наверное, в Померанце был дар создания новых возможностей. Не прояснения имеющих место быть, но скрытых, а именно создания новых. Возможностей для мысли, духа, сознания.
Периферийный, граничный человек, вытесненный на пределы социума, ищущий свое в непроработанных областях культуры, он и биографически, и духовно оказался трансцендентен своей эпохе.
«Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт – первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой».
А если ты точно расположен в отношении времени и истории, все нужное без усилий найдет тебя само; в тебе сойдутся и буддизм, и Майстер Экхарт, и «Махабхарата» – просто потому, что ты выбрал «окольную», потаенную работу библиографа, работу не писателя, а описателя книг. И в годы, когда этих имен и названий никто не знал, они достанутся тебе в дар. И послужат тебе там, где язык русской культуры беден, неадекватен необходимой сложности мысли.
***
Во время, когда мысль выученно упрощалась, – этот урок усвоили даже те, кто не хотел его усваивать, – Померанц восстанавливал непростоту сознания, его стереометрию. Когда понятия сваливались в одну кучу, человека раздергивали на ярлыки, Померанц был адвокатом настоящего мышления, словно избрал себе монашеское, дзэнское служение: восстанавливать иерархию и гармонию понятий. В эпоху обобщений, обкрадывающих самого же мыслящего, толкающего на кривые пути и ложные нравственные посылы, он, например, писал:
«По моему опыту, универсального бесстрашия не существует. Мужество военное, гражданское, метафизическое – совершенно разные вещи. И мало кто умеет обобщить опыт бесстрашия и переключать его с одной клеммы на другую».
Или так:
«Добро не воюет и не побеждает. Оно не наступает на грудь поверженного врага, а ложится на сражающиеся знамена, как свет, – то на одно, то на другое, то на оба. Оно может осветить победу, но ненадолго, и охотнее держится на стороне побежденных. А все, что воюет и побеждает, причастно злу. И с чем большей яростью дерется, тем больше погрязает во зле. И чем больше ненавидит зло, тем больше предается ему».
Такие слова, возвращающие исторической ситуации ее истинный объем, чрезвычайно трудно принять знаменосцам. Однако, увы, жизнь устроена так, что исторический рок, – а мы сегодня наблюдаем и чувствуем, как на новом витке возвращаются к нам неразрешимости ХХ века, – стяжается именно под знаменами, именно там, где человек становится частью исторических общностей. А избывается, разрешается только в одиночку, в единственном числе; только личным пониманием, которое можно предъявить, но невозможно передать.
И Померанц был дан нам всем – как пример того, что история по силам человеку. «Я вынес свой век», – писал он и, наверное, имел на это право, как никто другой.
Померанц был дан нам как реализованная возможность какой-то другой, несуществующей пока русской культуры. Культуры примиряющей, культуры, дающей каждому шанс не на коллективное, а на личное действие, дающей опыт такого действия. Опыт личного бытия в обществе, в истории, в религии.
«Тот, кто нашел гармонию в себе, сеет ее повсюду. Но как одинок ищущий! Его гоняет ветер и дождь, его преследуют люди: своими правилами и своим нарушением правил, равнодушием и поверхностным интересом… Чувствительность к тончайшему дыханию бытия, к исчезающему контуру горы в тумане делают созерцателя слабым, хрупким. Его легко ранить – и трудно понять. Даже добросовестному собеседнику – как растолковать, что он за существо? Турист? Но он забирается в сторону от туристских троп и больше сидит, чем ходит. Паломник? Но где его святые места? Верующий? Но во что он верит? Один мой оппонент заметил: «Померанц живет без берегов, а я так не могу. Если я верю в воскресение Христа, то я верю в воскресение Христа, а не во что-то около этого». Как мне объяснить то, что Святой Дух всегда только около слов, около буквы? Что только сердце познает Бога, а слова все лгут. Что мысль изреченная – о Боге – есть ложь (или, говоря мягче, только слабое и неточное подобие)? И привязываться к этой лжи как к истине, к метафорам, за которыми непостижимая и не тождественная никакому слову реальность, – значит изменять глубине?»
К сожалению, это ключевые слова к нашему времени: «изменяя глубине». Мы снова, будто в дурном театре, пытаемся пронять историю заклинаниями, поверхностными соединениями; снова верим, что добро осеняет – и осеняет навсегда – некие верные знамена.
Но попытка всегда открыта.
***
Словно прощаясь, Померанц писал:
«Скорее всего история пойдет так, что штатного места для меня не найдется, и эти странички вытащат из хлама и перечтут разве после того, как все наше – рухнет, и отдельные кирпичики пойдут на какие-то непредвиденные хижины и храмы. А может быть, и тогда этим никто не станет заниматься. Умом я принимаю и такую возможность. Мысль должна быть высказана. А там история подхватит, что ей нужно, и отбросит лишнее».
«И если за скорость света не ждешь спасибо,// то общего, может, небытия броня// ценит попытки ее превращенья в сито// и за отверстие поблагодарит меня» (Иосиф Бродский).
Такая рифма. Такое родство.
Мысль должна быть высказана.