Кто главный воспитатель?
Уязвленные амбиции взрослых приводят к тому, что ребенок живет в конфликтной атмосфере
Наиболее частые случаи в психологическом консультировании семей – споры насчет того, кто должен воспитывать детей. И зря кто-то думает, что тут не о чем спорить.
Вот рассказ мамы двух шустрых мальчиков:
– Я так хотела сводить их на праздник, да бабушка не пустила. Говорит, они там перевозбудятся, потом обязательно заболеют. А когда я начинаю приводить аргументы в пользу своего решения, она сразу жалуется на поднявшееся давление.
Другая жалоба – от новоиспеченного отца:
– Жена и теща не разрешают мне купать сына, говорят, могу его уронить. Что же, я никаких прав на ребенка не имею?
Там статус матери игнорируется, тут статус отца. В других ситуациях – статус бабушки и дедушки, тети, дяди. Права друга семьи, а то и врача, воспитателя, учителя.
Почему мы так часто вгоняем близких и важных для ребенка людей в стресс, даже когда дело идет о пустяковых решениях? Какую шапку надеть, какой водой умываться, что положить в тарелку? А в карман – сладкую конфету или кислое яблоко? Крик! А уж выбор школы, секции, вуза – конфронтация порой приобретает колоссальные масштабы.
Мамы, оставляя детей с мужьями, пишут многостраничные записки о том, что делать с ребенком, указывают время начала и окончания прогулки, прилагают список игрушек, которые надлежит взять с собой. И это не дурной характер, а капитальное недоверие собственника к возможным претендентам на владение.
Опять же – почему так, почему это столь типично: вы на моей жилплощади живете, поэтому я решаю, какую ему шапочку надевать (бабушка); я отец, я должен закалять ребенка; я мать, я лучше знаю, как надо! И это если не касаться прав на ребенка людей, сопровождающих его в образовательных учреждениях, они тоже «лучше знают».
Словно ребенок – Луна, главное – первым ногу поставить, флажок воткнуть: мое.
…Низкая психологическая культура – тяжелое наше наследие. Мы скорее готовы применить шантаж, спекуляцию, грубость, чем спокойно разговаривать: договариваться, обсуждать, понимать ситуацию другого. Нет, уязвленные амбиции значат для нас гораздо больше, чем загрязненная эмоциональная атмосфера вокруг ребенка.
Диалог на горке:
– Я с мамой гуляю, а бабушка уехала на метле, – сообщает девочка лет четырех.
– На метле, ух ты! Может, на метро? – переспрашиваю я.
– На метле, точно, свекровь-то настоящая ведьма! – Мама девочки смеется.
Это мы уже где? В системе бесконечных доказательств своего превосходства по отношению к близким ребенку людям.
Далеко не мелочь: «В моей будущей семье никто никогда не будет говорить плохо о других людях», – пишет десятиклассник в анкете.