Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Адель Фабер, Эйлен Мазлиш
Как говорить с детьми, чтобы они учились
М.: Эксмо, 2012

Книга написана от лица учительницы Лиз Ландер, которая стала, по словам авторов, их «коллективным Я». С первого же дня работы она сталкивается с множеством трудностей и с отчаянием убеждается, что превращается в учителя того типа, который ей неприятен больше всего. Она искренне считала, что каждый имеет право на собственное мнение и выражение чувств, но в роли учителя только и делает, что подавляет эти проявления.
Лиз предположила, что если взрослый пренебрежительно относится к чувствам школьника, тот теряет интерес к учебе. На примере нескольких ситуаций она показывает, как учитель может грамотно действовать вместо того, чтобы критиковать, игнорировать, давать бесконечные советы ребенку.
Чтобы лучше понимать чувства ребенка, героиня предлагает коллегам поставить себя на место учеников и смоделировать реакцию на типичные реплики учителей. Оказалось, что слова, частенько соскакивающие с языка учителя, заставляют чувствовать «гнев и отчаяние» даже в игровой ситуации. Вместо них можно использовать несколько приемов, приглашающих ребенка к взаимодействию. Например, дети гораздо охотнее приведут кабинет в порядок, если превратить это скучное занятие в игру. И даже само требование убрать разбросанные вещи можно произносить не раздраженным тоном, а разыграть: как эту фразу произнесли бы английский лорд, робот, гангстер...
Наказание – еще один камень преткновения на пути взаимодействия. Используя его, мы верим, что помогаем ребенку держаться в принятых рамках поведения. А если проанализировать, что он при этом чувствует? Авторы предлагают альтернативные действия. В их числе: объяснить, как ребенок может исправить положение, предложить выбор, показать последствия нежелательного поведения. В других главах так же пошагово (может быть, слишком технологично, но для освоения новых схем и, главное, ломки стереотипов излишняя дидактичность не помешает) рассмотрено, как может звучать вдохновляющая похвала и неунижающая критика; как пробудить в ребенке творческое начало, умение сосредотачиваться; как избавить его от надоевшей роли – растяпы, тихони, задиры.

И.С.Якиманская
Основы личностно ориентированного образования
М.: БИНОМ, 2011

Автор знакомит с технологией, которая разрабатывалась учеными и была апробирована на экспериментальных площадках в нескольких регионах России. В соответствии с ней начинать нужно «с изучения каждого ученика как индивидуально значимой, уникальной, неповторимой личности», чтобы максимально раскрыть эту индивидуальность.
Приведены принципы построения образовательных программ, которые не игнорировали бы субъектный опыт ребенка, а «окультуривали» его. Отличие от привычной учебной программы заключается в том, что педагог организует встречу знаний, сложившихся в опыте ученика «со знаниями, зафиксированными в общественно-научном опыте». Это невозможно без подготовки соответствующего пакета дидактических материалов, который даст возможность не только приблизительно разделить детей на сильных, слабых и середнячков, на технарей и гуманитариев, а позволит каждому ребенку на каждом этапе урока найти актуальное для себя задание и учебный текст.
Не менее важен подход к преподаванию учебных предметов. Для учителя на первый план должны выходить анализ и оценка процесса учебной работы, а не ее результата. Соответствующим образом должна быть организована и учебная среда.
По каждому направлению приведены подробные перечни критериев, сформулированы условия и принципы. Несмотря на исчерпывающие теоретические обоснования, у учителя может остаться вопрос, как работа в логике личностно ориентированного образования может выглядеть на практике.

Рейтинг@Mail.ru