ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Парадоксы учебной мотивации
Мы ищем для детей стимулы к учебе. Но слишком часто находим не то, не там и не для тех...
И педагоги, и родители часто используют слово «мотивация»,
пытаясь объяснить школьные неудачи (реже – успехи) ребенка. И
добавляют: «Его (ее) ничего не интересует. Потому и двойки сплошные».
Но действительно ли мотивация роковым образом влияет на оценки
учеников? И главное – что может предпринять учитель, чтобы изменить
ситуацию? Результаты исследований последних лет могут подсказать
неожиданные идеи.
Пять ключевых способностей
На первый взгляд кажется, что мотивация сопряжена с
удовольствием. Но на самом деле она зависит от множества факторов: от
особенностей ребенка, от его окружения, от общей ситуации в классе.
Словом, от вещей, на которые учителю трудно повлиять. Что делать
учителю?
Главная рекомендация – создавать условия на занятиях для развития
определенных детских способностей, без которых, по мнению специалистов,
не возникает устойчивого стремления ни к какой деятельности, учебной в
том числе. Ключевые из них – способность к символическому восприятию и
выражению (способность воспринимать разнородную информацию и
организовывать свои действия в соответствии с полученными сведениями);
способность предвидеть (ставить цели, осознавать последствия своих
действий); способность наблюдать и делать выводы, учиться на чужом
примере; способность управлять своим поведением; способность к
рефлексии.
Однако школьная активность ребенка, обладающего в той или иной степени
вышеперечисленными способностями, не возникает автоматически. Если
суммировать самые популярные теории, она определяется тремя главными
качествами: ощущением личной эффективности, наличием какой-нибудь цели
и интересом, тем самым, который взрослые обычно приравнивают к
мотивации в целом.
Уверенность в себе
Сознание собственной эффективности базируется на уверенности в
своих силах. Уверенности в том, что можешь справиться с задачей, а не в
том, что сделаешь это лучше других.
Подобная уверенность строится не столько на воспоминании о победах,
сколько на опыте самооценивания. Преодоление трудностей в большей
степени способствует формированию сознания собственной эффективности,
чем череда легких (незаслуженных, «подстроенных» взрослыми) успехов.
Практический вывод: учителю не стоит торопиться с оценками, но стоит
дать ученику возможность понять, что у него получилось, а что нет – и
какие выводы можно из этого сделать.
Второй источник – наличие образца. Понимая это, педагоги приглашают на
занятия с малышами старшеклассников, к подросткам – студентов. Ученики
чувствуют себя увереннее, оттого что кто-то обычный (не всемогущий
взрослый) сумел справиться с задачей – значит, и я смогу.
Третья опора – словесное ободрение, эмоциональная поддержка со стороны
взрослых, одноклассников. Однако психологи советуют не перебарщивать.
Слишком настойчивые уверения «давай, ты сможешь» способны, во-первых,
преувеличить значимость происходящего в глазах ребенка, а во-вторых,
окончательно деморализовать его в случае неудачи.
Результаты опросов и многолетних наблюдений доказали очевидную для нас
истину: уверенность в учебных возможностях несомненно влияет на
школьные успехи ребенка. Так что, желая воздействовать на мотивацию
учеников, а значит, на их активность, в первую очередь поддержим их
веру в собственные силы.
Целеустремленность
Целеустремленность – отличное качество. Но важно понимать, к
какой цели стремится наш ученик. Исследователи выделяют два основных
направления: ориентацию на задачу и ориентацию на себя. Конечно,
ребенок может хотеть и того, и другого. Но есть приоритеты.
Ученики, равные по способностям, по-разному отнесутся к поставленной
задаче, будучи ориентированными на разные цели. Тот, кто заинтересован
решением проблемы, не видит в увеличении усилий укора своим
способностям. А значит, удваивает напор, чтобы научиться. Ребенок,
озабоченный демонстрацией себя, вскоре предпочтет заняться чем-то
полегче. Хорошо, если педагог вовремя предложит самолюбивому ученику не
одно трудное задание, а несколько – попроще.
Учительские замечания по поводу качества работы восприняты будут
по-разному детьми, устремленными к различным целям. Того, кому важна
внешняя оценка, лучше лишний раз похвалить, показать, что он «не хуже
прочих». Ученик, заинтересованный в предмете, будет переживать по
поводу допущенных ошибок, даже если учитель не снизит за них оценку.
С точки зрения успеваемости, как выяснили исследователи, сложно отдать
предпочтение тому или иному типу целей. С одной стороны, стремление к
самоутверждению заставляет ребенка пасовать перед трудностями (чтобы
не демонстрировать собственную несостоятельность), а значит, материал
усваивается поверхностно. С другой стороны, такой ученик гораздо
внимательнее относится к внешним требованиям (правильная форма записи
важнее, чем интересное решение задачи, параграф учебника читается,
чтобы верно ответить на вопросы...).
Дети, которые учатся из любознательности, способны освоить предметный
материал глубоко и прочно, однако не обращают внимания на детали,
влияющие на отметку.
Получается, отдаленные перспективы светлее у любознательных, а вот
отметки лучше у самолюбивых.
Существенное уточнение: в начальной школе мотив самоутверждения
работает слабее, устойчивую активность на уроках обеспечивает только
желание узнавать, подогреваемое, оберегаемое взрослыми.
А вот в подростковом возрасте стремление к самоутверждению становится
ведущим. Педагог не в силах изменить предпочтения ученика. Разве что
подростку (и его родителям) объяснить, в чем сила и слабость занятой им
позиции. Предупрежден – значит, вооружен.
При этом чем тщательнее педагог оценивает ребенка, тем меньше тот
стремится к своей цели, будь то желание добиться совершенства или
признания.
Вообще рекомендованное школьными правилами строгое и регулярное
оценивание создает в классе атмосферу состязательности. Тревога за свое
место в рейтинге, страх проигрыша негативно сказываются на успехах
детей, и они переходят к тактике уклонения от деятельности.
Цель – избежать разочарования – самым пагубным образом сказывается и на
развитии школьника, и на его оценках.
Интересы
Это самая загадочная составляющая мотивации. По общему мнению,
интерес считается основой мотивации и залогом отличных оценок.
Но исследователи пришли к парадоксальному выводу: отсутствие интереса
не влияет напрямую на результаты учебы. Скучающие отличники – такое же
типичное явление, как троечники, искренне увлеченные предметом и не
успевающие, именно по причине искренней увлеченности, заучивать
формулировки учебника.
К сожалению, формализованная структура урока, жесткая программа
оставляют ребенку мало возможностей проявить свой спонтанный интерес,
выбрать тему, способ работы. Так что ради поддержания детского интереса
иногда разумнее пригласить ребенка в кружок, на факультатив, где он
сможет свободно исследовать то, что его привлекает, опираясь на
внутреннюю потребность, не опасаясь контрольных и не стараясь
соответствовать стандартам.
Может пригодиться
Легко говорить о мотивации
в целом, но как быть с конкретными детьми, как понять, что им мешает
хорошо учиться: недостаток уверенности в себе? Невозможность
реализовать свои природные интересы на уроке?
Перед нами три примера из жизни...
Вперед и вверх! А там?
Способный мальчик, самостоятельный и независимый. Ему
интересно решать трудные задачи, он с удовольствием берет у педагога
дополнительные задания. Он готов прикладывать усилия: если задача не
поддается, готов перебирать варианты, раз за разом пытаясь найти верное
решение. Но едва решение найдено, теряет интерес к проблеме. Поэтому
оценки за контрольные обычно средненькие. Дело даже не в форме записи –
в элементарных арифметических ошибках, перепутанных условиях. А ведь на
носу итоговое тестирование. Что делать?
Сначала – успокоиться. Перед нами ребенок с ярко выраженным сознанием
собственной эффективности, устремленный к познанию, заинтересованный в
предмете – все предпосылки для успеха. Но – не быстрого, не
сегодняшнего. Ради сохранения перспективы постараемся минимально ругать
ученика за формальные погрешности (не заставляем переходить к тактике
избегания). А ради приобретения полезных школьных навыков можно кое-что
придумать: начать переписываться («Вконтакте», к примеру) с учеником по
поводу тех или иных заданий, задавая вопросы (Как ты к этому пришел?
Откуда взялся твой вывод?), чтобы вынудить его объяснять свои идеи,
описывать их способом, понятным для другого человека. Можно попросить
мальчика перед контрольной объяснить одноклассникам трудные вопросы. С
мелом, у доски, как настоящий учитель. Или помочь сделать шпаргалки.
Желание поддержать друзей – мощный стимул.
На общем фоне
Веселая общительная девочка с удовольствием училась в первом и
втором классе. Потом появились отметки, и она как-то забеспокоилась.
Начала сравнивать свои оценки с отметками одноклассников. И видимо,
определив свои позиции по каждому предмету, с упорством стала
добиваться пятерок на тех уроках, где числится в сильнейших. А на
остальных занятиях не делает даже того, что ей по силам.
Здесь очевидно – ребенок стремится к самоутверждению, к лидерству.
Значит, придется обеспечить ситуацию успеха на тех предметах, где
ученица явно отстает, используя ее знания в смежных областях (с помощью
педагогов, которых девочка привыкла считать свидетелями своих побед),
помогая подготовить интересный доклад или опыт, отправляя объяснять
простые темы в младшие классы… Перестав бояться, стремясь достойно
выглядеть в глазах одноклассников и педагогов, девочка сумеет подтянуть
«хвосты». Одновременно, ради отдаленной перспективы, хорошо бы помочь
ребенку найти что-то действительно интересное для себя.
Однолюб
Мальчик ходит в школу без энтузиазма, хотя ему нравится
общаться с ребятами. А на уроках скучает. Одно исключение – математика.
Причем не вся – только логические задачи. Всевозможные
причинно-следственные связи, многоступенчатые цепочки выводов он готов
выстраивать не слыша звонка. Читает при этом плохо, пишет не просто
безграмотно, но и кое-как. Ни одного стихотворения наизусть не выучил.
Мальчик неглупый, но ведь ни с одной контрольной справиться не может.
Мы видим, что ребенок интересуется не столько предметом, сколько
определенным видом деятельности. При этом он не слишком верит в
собственную эффективность в других областях. Ситуация начнет меняться в
тот момент, когда ученик сможет на разных уроках (на литературе, на
русском) увидеть могущество все той же формальной логики
(грамматические правила, законы построения художественного текста).
Успехи помогут ему поверить в собственную разносторонность.