Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

КРУГ ВОПРОСОВ


Кожурина Людмила

Сельская школа: какая поддержка ей нужна?

После 10 лет реформ об этом все-таки стоило бы спросить у самой школы

В феврале учителя сельских школ съехались в Москву на форум. Школ на селе у нас 43 000 из общего количества 51 500. Было больше, но за последние 10 лет закрылась каждая третья.
На селе работают 40% всех учителей страны. Они обучают треть российских школьников. Как живет-думает сельский учитель сегодня? Мы тоже пошли на форум.

Общие ориентиры

Хотя идея форума была – «полноценное образование в сельской местности – не только за счет самоотверженного труда учителей», люди с гордостью рассказывали о проектах, основанных на личном энтузиазме.
Учителя из Ивановской области говорили о том, как дети облагородили центральную площадь села: «Представляете, мы всё сами, только сами, без копейки затрат!»
Педагог из Бурятии, создавшая с детьми этнографический музей на безвозмездной основе, тоже акцентировалась на «всё сами»: отмыли, отчистили, сшили, соорудили, построили: «А то живут в селе люди – без палисадников, без огородов».
Похоже, взаимодействие школы с сельской администрацией и местным бизнесом не предусматривается по умолчанию.
Один большой проект все же был. Презентация учителя из поселка Мордово Тамбовской области о работе клуба военно-патриотического воспитания: «Побеждает не сила, а дух, значит, надо закалять дух – это ребятам нравится». На вопрос человека из президиума: «А вы не спрашивали, что читают дети?» – был ответ: «А что спрашивать, знаю, не читают, больше смотрят – мы крутим военные фильмы, когда едем в автобусе на соревнования». Соревнования снимаются на камеру, и было что посмотреть. Дети что только не выполняют – а впереди реет красный флаг со словом «Мордово».
Приветствовали и выступление учителя из Рязанской области, который говорил об улучшении подготовки учителей. Много лишнего в их образовании, из-за этого профессия мельчает. Убрать английский, лишнюю математику, достаточно уметь решать ЕГЭ – а больше дать истории России, русской литературы, а в придачу – актерское мастерство и риторику, потому что главная задача учителя – вести за собой, без этого нет авторитета.
Трудно было реагировать: вопросы к докладчикам регламент не предусматривал, так что спросить про «куда вести» мне не удалось.

Травма оптимизации

Несмотря на то что министр Дмитрий Ливанов, приехавший на пленарное заседание, уверял: «Сегодня у нас достаточно ресурсов: и финансовых, и технических, и организационных, чтобы обеспечить высокий уровень обучения независимо от количества выпускников… то есть сельские малокомплектные школы получат столько средств, сколько им нужно, а не по головам», – некая смущенность и терпеливое недоверие витали в воздухе.
Не перестроились, слов в докладах не меняли: «Малочисленная школа устарела… она съедает государственные деньги… дети неконкурентоспособны». И рассказывали, как хорошо перестроились: укрупнились, создали сеть – одна базовая, в райцентре, и 17 филиалов в селах. Теперь каждый может проявить себя в райцентре – ну не мечта ли? (Тамбовская область)
Тогда как директор школы из Архангельской области свидетельствовал: закрытие школ уменьшает доступ ребенка к образованию, он чаще пропускает школу ввиду проблем то с транспортом, то с погодой, то с трудностями адаптации в большом коллективе. Он не хочет в неудобную школу. А местный бюджет – раскошеливайся.
Из разговора в перерыве с учительницей из Марий Эл я узнала, что в ее школе учатся 162 ученика, из них подвозят – 150.
И это положительные результаты оптимизации?     

Оценим преимущества

Из разных разговоров. Дети в селе выращивают экологически безопасные овощи и создают аптекарские огороды. Овощи со школьного огорода – на обед каждый день.
Питаются хорошо: двухразовое горячее, ничего привозного, «из фольги». В приоритете спорт: лыжная база, теннисные столы в коридорах, шашки-шахматы, оборудованные спортплощадки во дворе – обычный набор. Как сказал тут один учитель, «лучше тройка по физике, чем подорванное здоровье». Кстати, именно учителей физики, математики и английского в сельских школах-то и не хватает: не в почете. А вот то, в чем школы заинтересованы – подсобное хозяйство, программы сельскохозяйственной грамотности, – государством не поддерживается. По крайней мере из проекта Закона «Об образовании» такие предложения исключили.
Конечно, сельские школы внутри себя разные. В Якутии, например, 70% сельских школ – как было всегда, так и осталось; как ориентировались на национальную культуру, так и продолжают. А если на все указания брать «под козырек», можно опустошиться полностью. Из Брянской области жаловались: «Модернизация выматывает: к одним требованиям привыкнуть не успеешь, как уже подоспели новые, опять перестраивайся. Сейчас нужно вести электронные журналы, а связь в селе слабая, интернет еле дышит. Но раз надо – ведем!»
Ведем. Сдаем. Везем. Детей в вузы готовим. И 10 тысяч получаем?
…Финал даю оптимистичный: «Зарплата сельских учителей не может быть меньше средней по экономике региона. Если нет справедливости и прозрачности распределения средств, мы готовы разбирать все жалобы, которые поступят от учителей», – заявил Дмитрий Ливанов.

Рейтинг@Mail.ru