Точка недоверия
Качество подготовки к ЕГЭ – главный родительский упрек школе
Тема «семья и школа» в эти дни обрела новый предикат:
«сопротивление» вместо милого сердцу «взаимодействие». Утрата доверия
школе налицо, и учитель пишет:
«В последнее время
родители настолько замучили претензиями, что хочется прекратить всякие
отношения с ними: на уроке смотришь на детей, а видишь-представляешь их
мам, как правило, раздраженных и беспощадных, и уже не знаешь, кого
учишь. Все попытки удержаться на минимальном контакте проваливаются,
потому что их разговоры «а у нас такие вот образовательные цели, а у
вас тут такое творится…» быстро не заканчиваются. В небезопасном
положении оказываются все, включая детей, несомненно, втянутых в эти
дрязги. А почему? Раз родители отправляют ребенка в школу, они ей
доверяют. Кто не доверяет – учит дома или еще где-то. Но нет, водят и
явно не доверяют, носят какие-то статьи и книги, дают советы, как
готовить к ЕГЭ… ужас-ужас».
Можно посочувствовать. Но попытаемся понять ситуацию с разных сторон.
Согласно исследованиям, уровень доверия семьи школе самый низкий в
точке «подготовка и сдача ЕГЭ»: более половины (52,1%) уверены, что
объем школьной подготовки не позволяет справиться с заданиями по ЕГЭ, –
против 7,1% доверяющих школе. Среди старшеклассников и первокурсников
две трети недовольны школьной подготовкой. Опросы ВЦИОМ подтверждают:
школа не может брать на себя ответственность за качество подготовки к
ЕГЭ и, следовательно, минимизировать последствия травмы, наносимой этой
формой аттестации.
Таким образом, родители просто вынуждены разделить со школой
ответственность за качество знаний своих детей, а 6% считают, что
подготовка к ЕГЭ – это сугубо семейное дело. Чуть меньше половины
родителей полагают, что репетиторство – лучшая форма подготовки, на
втором месте – подготовительные курсы. Причем лишь треть опрошенных
родителей воспользовались курсами школы.
По мнению ученых, именно введение ЕГЭ стимулировало массовый переход
родителей от формальных институтов образования к неформальным. Но
подсчитать, сколько репетиторов, курсов и других неформальных
институтов образования работают на то, чтобы успокоить армию родителей,
социологи не могут. Только утверждают: система гособразования
стремительно сдает позиции. Люди ищут места, где еще, кроме школы,
можно получить образование. Ведь лишь 6% выпускников отвечают, что им
повезло со школой и с учителями.
Вероятно, это школы, которые сумели выстроить понимающие
взаимоотношения с семьями, смогли снизить травматические риски от
введения ЕГЭ, где не нагнетают обстановку и не требуют с родителей
гарантий. Какие-то чудесные школы.
А в общей логике – существующая процедура ЕГЭ убивает смыслы и цели
школы.