Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ.СОБЫТИЯ.ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Александра

Для рынка? Для работодателя? Для человека?..

По-разному отвечая на эти вопросы, мир ищет способы повысить привлекательность профессионального образования

В поле самого пристального внимания – профессиональное образование. Для февраля не удивительно, тут и там поднимаются темы профориентации и профилизации, выбора и отбора – в разных жанрах, на разных уровнях.  Пока практики на местах делают что могут и как понимают, ученые продолжают уточнять стратегии профобразования. Мы расскажем нашим читателям о наличной ситуации подробно, в двух частях.

Часть 1. Российскаямодель: повлиять,настроить, заставить

Брифинг «Моя будущая профессия», посвященный открытию Дней профориентации в Москве, прошел в середине февраля. Помимо представителей столичного Департамента образования на встрече выступили директора колледжей и работодатели. Общее понимание: старшеклассники должны думать о будущей работе. Их необходимо мотивировать на поиск себя в трудовой деятельности. Так что же надо осознать детям?

По всем данным, количественные кадровые ресурсы у нас исчерпаны. Только качественные интеллектуальные инвестиции могут помочь преодолеть кадровый голод.
Надо, чтобы дети осознавали важность получения профессии. «А то сейчас есть столько всего в жизни интересного, что увлекает и уводит молодежь от раздумий о профессии», – говорил Вениамин Каганов, заместитель руководителя Московского департамента образования. Никакой ответственности за собственный выбор, это в Париже молодые люди вместе с родителями часами простаивают в очереди за профессиональной консультацией, потому что понимают: раз ты выбрал профессию, ты отвечаешь за свое решение.
Так ли? Слишком быстро меняется рынок труда, никто не уверен, какие компетенции потребуются в следующий момент. И как в таких условиях дети принимают решения?
Больше половины подростков выбирают профессию по совету родителей, за компанию с друзьями или повинуясь моде. Есть данные, что 85% выпускников определились, хотя не очень хорошо представляют, в чем суть предполагаемой профессии. Кроме того, почти 60% ныне работающих россиян так и не осуществили свою мечту о профессии.
Год назад в Москве был запущен проект «Успеть стать успешным», в котором сейчас участвуют три тысячи старшеклассников. Что их привлекает в профессии? На первом месте зарплата, потом – возможность карьеры, потом – общение с людьми и социальная престижность профессии. Четверть детей получают наказ от родителей, но почти столько же определились через социальные сети. Треть опрошенных интересуются будущей профессией, почти 20% занимаются с репетиторами. А вот «изучают свои личные недостатки» – порядка 10%.
На брифинге выступил депутат Мосгордумы Олег Бочаров. Он инициатор создания городской инновационной площадки по разработке и реализации системы опережающей профессиональной подготовки.
– Сейчас с самоопределением человека кризис во всем мире. Даже Гарвардская бизнес-школа, чьи выпускники будут получать самые высокие зарплаты в мире, занялась профориентацией. Надо научить человека отвечать себе на вопрос – зачем я работаю?
По мнению Бочарова, кризис само­определения связан с кризисом доверия. Совместное исследование Сбербанка и Левада-центра показывает, что горожане теряют межличностное доверие: три года назад никому не верили 75% опрошенных, сегодня – 95%.
– Чтобы ребенку понять хоть что-то о себе, ему нужен доверительный контакт с кем-то. Старшеклассники не доверяют никому и когда выбирают колледж, то и будущей профессии не доверяют.
И что же? А вот что – надо разрабатывать новые интересные модели профориентации, сопровождать грамотно и современно (в интернете, разумеется), с привлечением настоящих профессионалов с громкими именами.
Представитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Анна Бринева озвучила другие планы:
– Родители готовы костьми лечь, лишь бы ребенок не пошел на завод. Сейчас предприятия совсем не такие, какими были много лет назад. Они конкурентоспособны, с хорошими зарплатами, не надо обходить их стороной.
То есть надо водить экскурсии на заводы, причем не с выпускниками ходить, а уже с 7–9-классниками, а в некоторых сферах производства и дошкольникам кое-что показать.
Еще мнение – со стороны работодателей:
– Сейчас все компетенции, которые мы отмечаем, – социальные. Нужен добрый, понятливый, обучаемый, надежный человек. Остальному научим.
В общем, разнобой: выбрать профессию по совету, по тесту, по интернету; профориентировать раньше, согласно требованиям рынка, в соответствии с мнением работодателей. Притом никто никому не доверяет, ни во что не верит, себя не знает…

Часть 2. Международная модель: учись неформально, а квалификацию получай реальную

В НИУ ВШЭ выступила Ольга Олейникова, доктор педагогических наук, директор Центра изучения проблем профессионального образования, президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA). Ее доклад, основанный на материалах Третьего шанхайского конгресса ЮНЕСКО, дает представление об общем векторе развития профессионального образования для мира, Евросоюза, может быть, и для России. 

…Пока основные рекомендации для всего мира сформулированы те же, что и у нас: искать новые формы партнерства и финансирования, активно взаимодействовать с рынком труда, делать упор на техническое и профессиональное образование.
Но мы отстаем разве что по параметру «расширение возможностей для старшего поколения». В Европе учить старшее поколение – не менее приоритетная задача, чем обучение детей и молодежи. Сам термин «обучение в течение всей жизни» – это не перманентное зависание в институтах образования с целью получить новый уровень, а возможность получить официальное признание результатов неформального обучения.
Это принципиально: неформальное, спонтанное обучение признается наравне с формальным. Это и называется горизонтальной и вертикальной мобильностью в образовании. Человек может сам чему-то научиться, продемонстрировать свои компетенции и получить квалификацию в соответствии с реальным уровнем, а не по бумажкам. Для нашего педагогического сознания нетривиально.
Итак, непрерывность и признание неформальных результатов – раз. Два – это интернационализация. Надо хорошо преподавать языки, потому что мобильность рабочей силы высока. Сегодня знание двух иностранных языков – норма не только для профессора.
Изолированно идти «своим путем» у России уже не получится. Активное сотрудничество между странами, взаимное обучение, совместное решение задач, открытость и сопоставимость образовательных систем – от этого уже не спрятаться.
…Главная проблема – как и кто измерит квалификацию? В Европе служба профессиональной ориентации – это служба, помогающая любому работнику, независимо от возраста и этнической принадлежности, простроить свою карьеру, найти удачное место работы, переобучиться, тогда как наша система профориентации озабочена в основном распределением потенциальных работников по сферам и отраслям производства. То есть у нас модель «люди для системы», там – наоборот. Поэтому нам чрезвычайно трудно наладить инфраструктуру для оценки квалификации. Пока не получается даже рамки квалификации принять.
В Голландии, к примеру, существует как минимум пять моделей подтверждения квалификации. В тамошней службе занятости, например, мигранты сдают тесты и экзамены, получают какие-то модули для самообразования, потом трудоустраиваются. Даже степень бакалавра можно получить, нигде не учась.
Итак, мировое сообщество в каждой стране создает систему квалификаций, сопоставимую с системами квалификаций в других странах. Тридцать стран уже разработали свои национальные рамки квалификации – VQFS. Идет работа и над системой зачетных единиц для профессионального образования – ECVET. Нам тоже предстоит это сделать.
…У европейцев проблем тоже хватает. Тревожит ранний отсев из школы (в Испании, например, уходят из школы раньше времени 26% учеников). Затем – низкий уровень грамотности, 25% пятнадцатилетних детей в Европе не умеют читать, правда, число получается за счет мигрантов. Их тоже беспокоит вопрос, как повысить привлекательность профессионального образования. Одна Финляндия может похвастаться тем, что 50% ее выпускников идут получать профессию – в этой стране настроено обучение на рабочем месте, мощные программы ученичества.
У них тоже профессиональное образование проигрывает высшему, но они меняют условия: получающий рабочую профессию молодой человек ведет не менее насыщенную жизнь, чем студент, но и получает зарплату, ездит на стажировки, имеет возможность продать свои умения в любой стране, знает несколько языков. Его квалификация – несгораемая сумма во всем мире. Кроме того, взят курс на развитие предпринимательских способностей каждого – предположительно, это сможет позволить поднять экономику.
И главное для нас – в европейском образовании теперь выше всего почитаются базовые навыки: адаптивность, обучаемость, умение работать в команде. И эта проблема стоит остро потому, что в свое время европейцы увлеклись ранней специализацией в школах. Урок!
… Потом была дискуссия – всегда трудно критически смотреть на то, в чем находишься. В России, например, нет понятия неакадемического диплома бакалавра. А в Ирландском институте технологии, например, на выходе можно получить диплом бакалавра кулинарных искусств. Ценим ли мы знания, получаемые на практике? Нет. В ВШЭ, например, попытки с прикладным бакалавриатом не увенчались успехом.
В Европе нет строгих типов учреждения: можно доучиться по общей программе, получить неакадемический диплом бакалавра или пройти курс повышения квалификации. Нам же кажется, что если убрать необходимость выдачи диплома государственного образца, то получится полная неразбериха.
И так далее. Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина резюмировала:
– Чем больше мы призываем к повышению привлекательности профессионального образования, тем менее привлекательным оно становится. В 1999 году НПО было привлекательным для 53% выпускников, сейчас – для 25%. Потеряли четверть контингента. Вкладываемся в повышение качества образования, а не попадаем в цель.
…В общем, хоть в ВТО нас, хоть в Болонский процесс, а реальная жизнь гнет свое: в профобразование идут только дураки или бедные; работать на производстве непрестижно; кто начальник, тот и прав; и прочие стереотипы.
 В обсуждениях говорили: образованию нет смысла ориентироваться на рынок труда! Нельзя заниматься перепроектированием сферы образования под профили, рынок постоянно перетряхивается! Базовые уровни и для нас приоритетны!
Но вряд ли после того, как школу профилями-предпрофилями уже пропахали, рецепты из другого мира ее заинтересуют: заниматься предметом глубоко и увлеченно, помогать ребенку формировать его картину мира, развивать воображение и мышление. То есть созидать посредством образования крепкую личность, которая себе и миру доверяет. Которая сама разберется…

Рейтинг@Mail.ru