ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Татьяна Куприянова: «Пока власти экономят деньги, учителю приходится работать на всех фронтах»
Об итогах и перспективах модернизации региональных систем
образования мы разговариваем с заместителем
председателя Профсоюза работников народного образования и
науки РФ Татьяной Куприяновой.
– Только 24 субъекта РФ выполнили Указ Президента по итогам 2012 года.
А остальные? Проявили халатность и безответственность?
– Из обсуждений на различных площадках мы видим, что эта
задача для всех территорий приоритетна по социальной значимости. В
зависимости от состояния бюджетов эти вопросы решаются с разной
степенью успешности: экономически развитые регионы справляются,
естественно, быстрее. Но сказать, что это им дается легко, было бы
неверно, поскольку уровень зарплаты по экономике в целом в таких
регионах выше и денег для реализации столь масштабного проекта в сфере
образования им требуется больше. А для дотационных территорий эта
задача оказывается еще более сложной ввиду дефицита средств, и даже
использование всех возможных инструментов, включая кредиты и субсидии
из федерального бюджета, не всегда способствует решению проблемы.
Нельзя забывать и о том, что в течение 2012 г. требования к регионам
резко возросли в связи с Указом Президента № 597, который вышел 7 мая,
когда региональные бюджеты уже были сверстаны. Однако нельзя сводить
все трудности только к деньгам. Да, требуется системная работа по
мобилизации всех ресурсов, но и по их эффективному использованию –
тоже. Вот для этого нашим чиновникам порой не хватает квалификации и
опыта.
– В этом году проект МРСО
завершается, и с 2014 года регионы должны будут реализовывать все
направления проекта самостоятельно. Каковы прогнозы?
– Тревожные. Помимо повышения зарплаты педработников,
необходимо будет обеспечивать повышение квалификации учителей не реже
одного раза в 3 года, закупать бесплатные учебники для школ (в
соответствии с нормой Закона «Об образовании в РФ»), обновлять
оборудование, строить и проводить капремонт школьных зданий – иными
словами, поддерживать достигнутые результаты и в то же время повышать
их из года в год на уровень современных требований. На все это
потребуются очень большие деньги, и очевидно, что без серьезных
вливаний из федерального бюджета выполнить все задачи будет невозможно.
С 2014 г. начнет применяться только программный метод планирования
бюджетов всех секторов экономики, то есть бюджетные средства в сфере
образования будут выделяться для реализации конкретных программ. И от
того, насколько удастся скоординировать «дорожные карты» и финансовые
ресурсы, оценка реальной бюджетной обеспеченности на ближайший и на
отдаленный периоды будет проведена точно. А пока мы наблюдаем
значительные расхождения в прогнозной оценке доходов региональных
бюджетов, осуществляемой Минфином России и самими регионами. Пока
прогнозы Минфина превышают реальные возможности субъектов РФ, поэтому и
требования к ним предъявляются не всегда адекватные.
– В Министерстве образования
и науки утверждают, что зарплата учителей повсеместно и значительно
выросла. Это так и есть?
– Зарплата растет существенными темпами, но не менее
существенна и дифференциация в доходах различных категорий
педагогических работников школ. В связи с этим необходимо уточнять
механизмы оценки качества и эффективности труда педагогов и
совершенствовать критерии, используемые для распределения стимулирующей
части фонда оплаты труда.
Еще более острой в нынешних условиях становится проблема усиления
неравенства в оплате труда учителей и других педработников школ в
зависимости от уровня бюджетной обеспеченности регионов. Порой зарплата
педагогов, проживающих в соседних территориях, различается в 4–5 раз.
Недовольны этим обстоятельством не только педагоги, но и губернаторы, и
руководители органов управления образованием, и директора школ,
поскольку, несмотря на все принимаемые в небогатых регионах меры по
повышению зарплат и дополнительной социальной поддержке учителей, они
все равно стремятся уехать в более благополучные регионы. В этой
ситуации Правительство России должно как можно скорее воспользоваться
предоставленным ему по Трудовому кодексу правом устанавливать базовые
ставки заработной платы и оклады работников государственных и
муниципальных учреждений в образовании в качестве минимальных
федеральных гарантий по оплате труда. Эта мера могла бы способствовать
поэтапному сокращению дифференциации в оплате труда.
– Есть мнение, что зарплата
растет во многом за счет интенсификации учительского труда, увеличения
учебной нагрузки. Что вы думаете об этом?
– Эти процессы начались еще в связи с введением НСОТ. Сегодня
в рамках МРСО в большинстве регионов наблюдается повышение средней
учебной нагрузки учителей на 20 и более процентов. Интенсивность труда
возросла по разным причинам. В связи с нехваткой учителей по целому
ряду предметов. С по-прежнему большим объемом бумажной и электронной
отчетности (несмотря на рекомендации Минобрнауки). В начальных классах
– в связи с привлечением учителей к реализации внеурочной деятельности
в рамках ФГОС. Кроме того, в отдельных регионах активизировались
процессы реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимизации
численности работников, особенно школьных психологов, воспитателей,
социальных педагогов – всех тех, кто сопровождает учебно-воспитательный
процесс в школе. И пока власти экономят деньги, проводя оптимизацию
кадров, учителю приходится работать на всех фронтах, что не дает
реальной возможности качественно выполнять все виды обязанностей,
возлагаемых на него. А ведь именно повышение качества образования было
продекларировано как главная цель проводимой модернизации. В настоящее
время порядка 30 региональных организаций нашего профсоюза приняли
решение о проведении мониторинга интенсивности труда учителей, цель
которого – внимательно разобраться в сложившейся ситуации и на этой
основе подготовить предложения по принятию дополнительных мер,
направленных на сохранение здоровья педагогов, профилактику
профессионального выгорания. Надеемся, что к этой сложной, интересной
работе присоединятся и другие регионы, а также руководители сферы
образования, которые пока еще не проявили заинтересованности в таком
исследовании.
Беседовала Ольга Дашковская