Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
ИМЯ И СЛОВО
Внять сокровенному в себе
Сегодня, особенно у молодежи, популярно слово «конкретно».
Конкретный человек, конкретно погуляли, конкретно влюбился и вообще,
слушай, давай конкретно. Этим словом подчеркивается и подлинность
происшедшего, и деловой, без «ля-ля», подход к событию, и полнота
полученного удовольствия. Но в то же время оно отражает прагматичное,
исключительно событийное, безрефлексивное отношение к жизни вообще.
Символистские туманы – обман, психология – избыток, сложноподчиненное
предложение – увиливание от прямого высказывания. Давайте жить
конкретно. В этом много правдивого и вообще понятного.
Кроме того, пожалуй, что личность не вся вмещается в эту парадигму...
Еще Григорий Сковорода в XVIII веке, говоря о слагаемых суммы
личности, разделял в ней «человека внешнего» и «человека внутреннего» –
«истинного». Августин Блаженный видел три начала: внешнее, внутреннее и
вышнее. Впрочем, о вышнем сегодня даже как-то и говорить неловко. То,
что «внутренним человеком» часто пренебрегали, тоже не явление
исключительно нынешнее. Скажем, вот что стоит в первой строфе одного из
сонетов Шекспира: «Душа моя, ядро земли греховной, мятежным силам
отдаваясь в плен, ты изнываешь от тоски духовной и тратишься на роспись
внешних стен». Тогда о чем речь?
А вот о чем. В сегодняшнем человеке произошло не просто нарушение более
или менее устойчивого равновесия внешнего и внутреннего, но критический
крен – который случается у судов перед тем, как затонуть – в пользу
внешнего.
Каким ты сам себя объявишь, таким тебя и примут. Как поставишь себя,
так и будет. По одежке встречают и провожают. Мера достоинства
эквивалентна денежной сумме в банке, марке автомобиля, месту
расположения коттеджа. Язык беден, но конкретен и вполне достаточен для
выяснения деловых отношений. Как следствие, кстати, из нашей речи почти
вовсе исчезли метафоры, являющиеся плодом совместного труда мысли,
чувства и воображения. «Тоски духовной» нет и в помине. А и зачем она?..
Доискиваться причин и разбирать следствия происходящего не станем. Но
идя путем сравнений и сопоставлений, стоит вспомнить об одном из важных
для истории и для жизни писателей. А именно о Стендале, со дня рождения
которого в январе исполнилось 230 лет. О писателе, чья личность и
художественный мир являют собой редкий случай лада чувства, рефлексии и
высказывания.
Разноликий состав сочинений его отличает прежде всего свобода.
Внутренней свободой, тщательно хранимой всю не слишком-то долгую жизнь,
только и жива была личность Стендаля – свободой да божьим даром слова,
упорно выявляющего всякие, даже мелкие, колебания душевного склада.
Свободой, но не счастьем; свободой, но и творческим одиночеством;
свободой детских переживаний, постоянно утесняемой отцом.
«Прежде, когда при мне говорили о наивных радостях детства, о
сумасбродных шалостях этого возраста, о счастье ранней юности,
единственном настоящем счастье в жизни, сердце мое сжималось. Ничего
этого я не знал; больше того, это время было для меня периодом
сплошного несчастья и ненависти и всегда бессильного желания мести. Все
мое несчастье можно выразить в двух словах: мне никогда не позволяли
говорить с детьми своего возраста. /…/ мои родные /…/ награждали меня
своим постоянным вниманием».
Единственным, после безвременной смерти матери, близким другом был для
него в отрочестве дед. Другом, внимавшим ему с любовью и внушившим
раннюю приязнь к Вольтеру, поощрявшим в нем откровенность и воспитавшим
умение себя отстоять и охоту к этому стоянию. Вольтер спутником ни в
философии, ни в писаниях не стал, но уроки деда, научившего думать
вопреки шуму и многолюдью общих дорог, были усвоены.
Оттого и желание внять сокровенному в себе человеку пробудилось в
Стендале рано, в 18 лет, воплотившись в первых же словах Дневника: «Я
решил записывать события моей жизни день за днем. Не знаю, хватит ли у
меня сил осуществить это намерение /…/. Вот моя первая стилистическая
ошибка, их будет много, потому что я беру за правило не стеснять себя и
ничего не вычеркивать».
Верность такому правилу, которое писатель сохранит до конца
жизни, – знак доверия своим чувству и мыслям; искренности переживаний и
смыслов самобытия или, по Стендалю, эготизма. К слову сказать, такое же
раннее и тоже длившееся всю жизнь стремление было основным свойством
личности Толстого. Не удивительно, что дневниковые записи о влиянии
Стендаля занимают у него особенное место.
Удерживая в себе заветное равновесие, писатель создает в романах
свободную композицию, где созерцание сюжета и героя соседствует с
авторским переживанием и осмыслением. Размеренный поток психологической
рефлексии, вдруг развернувшись, перетекает в зорко увиденную
предметность или внезапно возвращается к оставленному надолго событию
сюжета.
Смелость такого стиля отражает прежде всего глубинные свойства его
личности – свойства одиночки, решившегося не лгать. Ибо «… когда я лгу,
мне становится скучно», напишет он в «Воспоминаниях эготиста». А потому
и все его герои, живущие страстями души и впечатлениями жизни, не
только вызывающе психологичны (что для тогдашней философии литературы –
вызывающе же одинокое событие), но и исповедальны. Так, скажем, в тех
же «Воспоминаниях эготиста» – одной из многих книг, написанных
Стендалем от первого лица (что подтверждает смелость одиночки в его
стремлении к последней подлинности) – на первой же странице находим:
«Что я за человек? Есть ли у меня здравый смысл? И если есть, то глубок
ли он? Обладаю ли я умом выдающимся? Говоря по правде, не знаю.
...всякий раз мои суждения изменяются вместе с настроением. Посмотрим,
приду ли я, подвергнув допросу с пером в руке собственную свою совесть,
к чему-нибудь положительному, что осталось бы в моих глазах правдой надолго (курсив
Стендаля)».
И дальше: «Поэтический гений умер, но гений недоверия явился
ему на смену. Я глубоко убежден, что единственное противоядие,
способное заставить читателя позабыть вечные «я» автора, – это
полнейшая искренность последнего».
Безоглядная искренность отличает все сочинения Стендаля. Но искренность
особая: «полнейшая» искренность высказывания. Словом, искренность
экзистенциальная, как форма, способ и инструмент ремесла; как ядро и
образ жизни. Благодаря этому о романах Стендаля стоит говорить как о
«романах существования». Ибо ни «Красное и черное», ни «Пармская
обитель», ни «Люсьен Левен» – хотя героем каждого из них является
взрослеющий молодой человек – это не «романы воспитания». Это
полновесные романы-исповеди самого Стендаля; его существования как
субъекта собственной жизни.
«Мое главное возражение не в том, что описывать свою жизнь – пустое
тщеславие. Книга на эту тему подобна любой другой: ее быстро забудут,
если она скучна. Но я боюсь осквернить выпавшие мне на долю минуты
счастья, описывая, анатомируя их. Поэтому я вовсе не стану этого
делать, счастье я пропущу». В этом признании важно многое.
Счастье в книгах Стендаля – кратковременная и сильная страсть. И потому
описывается и разбирается именно как преходящий миг вдохновения, а не
как обретенное блаженство. В таком исповедании чувства и слова есть
важный смысл. Иначе говоря, явный интерес к внутреннему движению
человека, к его непрестанному становлению и обновлению. И наоборот,
отсутствие интереса к долгому счастливому покою.
Кроме того, интерес к описанию счастья иссяк у Стендаля еще и оттого,
что жизнь не удостоила счастьем его самого. При всей страстности и
чистосердечии его обошла долгая счастливая любовь женщины. Отсюда слова
о боязни осквернить те минуты подлинного счастья, что в немногие дни
его жизни все же случались. Что же до сил и развития страсти, то
желание их исследовать и понять и предпочтение им следовать – это и
есть те особенные свойства, которые лежат в основе творческой
потребности Стендаля-писателя. Стоит упомянуть, что поддержку такому
слову правды о страстях он обрел у Гельвеция и, конечно, у Шекспира –
разнообразие и тяготы человеческих страстей представившего на большой
сцене мира.
Возвращаясь к замечанию о равновесии внешнего и внутреннего в
человеке: у Стендаля оно составляет первооснову и его личности, и его
сочинений. Взгляд романиста перемежается с рассуждениями психолога, а
сиюминутные впечатления путешественника соседствуют с размышлениями
философа истории. Дневниковые записи одинаково искренни и правдивы в
описании будней военного похода и разборе любовных переживаний. Оттого
и пейзаж ему примечателен лишь постольку, поскольку в нем случается
человек. И все же наиболее выразительным средоточием, где сходятся у
Стендаля в долгой беседе «внутренний» и «внешний» человек, является
нелинейный сюжет его сочинения «О любви», впервые в литературе давшего
состоянию любви психологический язык. Книги, свободной не только от
жанровых канонов, но и от канонов всей современной ему литературы.
Такой опыт жизни «внутреннего человека» – интерес к любой запятой
собственной жизни, решимость помыслить себя собой, смелость
усовеститься, «зрачки направив прямо в душу» – мог бы быть вполне
освоен нынешним человеком. Мог бы, коли б свет и голос такого опыта не
застили ему хруст, блеск и звон.
|