Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Миновская Ольга

От дебатов до флешмоба

Какими могут быть современные формы патриотического воспитания

В планы классных руководителей на третью четверть обязательно входят несколько мероприятий по патриотическому воспитанию – к 23 Февраля и долгосрочных проектов – к 9 Мая. Выбирая форму работы, хорошо бы запланировать такие события, которые не позволяют детям оставаться равнодушными, дают возможность самостоятельного действия. Мы предлагаем описание нескольких инновационных форм патриотического воспитания. В их привлекательности, возрастном соответствии, интерактивности, продуктивности уже убедились педагоги Костромской области. 

В 2008 году мы провели исследование, в котором попытались определить предпочтения классных руководителей в выборе форм работы по патриотическому воспитанию. Конечно же полученные результаты, в первую очередь, характеризуют профессиональную деятельность тех педагогов, с чьей практикой мы знакомились. Однако можно предположить, что выявленные проблемы характерны для массовой воспитательной практики. Во-первых, предпочтение «пассивных» форм (дети в роли слушателей, зрителей, исполнителей) перед активными – позволяющими участникам взаимодействовать друг с другом в самостоятельной деятельности, достигать результата.
Второе предпочтение касается широкого применения монолога педагога и фронтальных форм взаимодействия с детьми (в рамках классных часов, воспитательных бесед, мероприятий). Наконец, в-третьих, преобладают привычные и удобные для педагога формы. При этом на втором плане остаются индивидуальные, возрастные, субкультурные предпочтения детей.
Все это говорит о существовании некой «стены» между воспитателями и воспитанниками, препятствующей взаимному интересу и общению, а значит – и эффективности патриотического воспитания.
Чтобы изменить эту картину, можно обратиться к формам, возникновение которых инициируется самим современным образом жизни человека, молодежными увлечениями и практиками, гуманистической парадигмой современного воспитания. Назовем эти формы инновационными – на том основании, что они могут помочь педагогам добиться качественных изменений в воспитательной практике.

Диалоговые формы

Современный человек постоянно подвержен мощному информационному потоку. Обретение своей позиции, оформление своих взглядов и возможность быть услышанным другими предоставляют диалоговые формы, такие как дебаты и ток-шоу.
Несмотря на длительную историю, технология дебатов все еще не получила массового применения. Хотя ее возможности в приобретении опыта поисковой, интеллектуальной деятельности, освоении норм конструктивного взаимодействия, развития критического мышления трудно переоценить. Тем более что технология может использоваться в качестве формы или элемента как урока, так и воспитательного мероприятия.
В основе дебатов лежит формализированная дискуссия: две соперничающие команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения. Выступления точно фиксированы по времени и чередуются с вопросами и комментариями поочередно от каждой группы.
Выигрыш – убеждение судей в своей точке зрения – возможен только при условии соблюдения правил игры.
Участие в дебатах предусматривает большую подготовительную работу школьников: необходимо свободное владение сведениями в рамках заявленной темы.
В контексте патриотического воспитания дебаты могут вестись как на исторические темы (например, моделировать ситуацию принятия или непринятия решения об отступлении от Москвы в ставке М.И. Кутузова), так и затрагивать актуальные вопросы современности (например, отношение к воинской обязанности, стремление достичь благополучия и самореализации в другой стране).
Ток-шоу предполагает обсуждение проблемных вопросов, значимых для участников. Оно выстраивается в следующей логике: представление ведущего, представление проблемы, оппонентные мнения экспертов, дискуссионные выступления приглашенной аудитории, резюме ведущего как обязательный элемент финала.
Обсуждение и выступления побуждают и участника, и зрителя к переосмыслению сложившихся представлений о себе и о других, помогают им увидеть себя со стороны.
Важную роль в ток-шоу играет ведущий. Не делая выводов и не давая готовых ответов, он должен представлять весь спектр мнений относительно заявленной проблемы. Ведущий должен держаться свободно, разбираться в предмете обсуждения, владеть голосом.
Замысел и сценарий ток-шоу во многом определяется выбором проблемы для обсуждения.
В сравнении с телевизионным ток-шоу педагогу надо соблюсти баланс между корректностью формулировки темы и ее привлекательностью. Поскольку вопросы, связанные с патриотическими ценностями, зачастую остры, особенно важно не допускать оскорбления чувств участников.

Стать героем

Возможность проживания школьником той или иной ситуации предоставляет ситуационно-ролевая игра (в первую очередь, исторического содержания).
Эмоциональность и азартность игры, возможность стать героем и пережить увлекательные события вместе со сверстниками обеспечивает привлекательность игры для подростков.
Исходная историческая ситуация задается педагогом и должна иметь множество вариантов развития событий.
Каждый участник или команда получает описание своей роли: образ персонажа, формулировка его целей, полезная информация, характеристика отношений с другими персонажами.
Игрок изучает и осмысливает игровой сюжет, а затем выбирает и реализует свои стратегические и тактические ходы. В итоге игровые события могут завершиться как в соответствии с реальной историей, так и самым неожиданным образом.
Важно отметить, что подросток, действуя в игре как исторический персонаж, своеобразно «проживает» предлагаемый сюжет. Для него исторические события реконструируются, пережитые ощущения становятся субъективно реальными. Знакомство с тем или иным историческим деятелем, которого тоже играет школьник, осуществляется и на уровне соотнесения нравственных ориентиров, гражданской позиции, движущих чувств.

Информационные технологии

Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера становятся привычной частью жизни детей. Поэтому при выборе форм патриотического воспитания можно использовать их возможности для создания школьниками индивидуального или общего продукта.
Например, документального видеофильма или видеоролика социальной рекламы, которые будут транслироваться на все образовательное учреждение, а может, и выйдут за его рамки.
Создание видеофильма может стать связующим элементом в поисковом или добровольческом проекте. Тогда коллективная работа школьников, встречи с ветеранами, представление результатов поисковой или исследовательской работы, найденные фотоматериалы и предметы получат отражение в видеофильме, который, в свою очередь, может стать элементом проведения дискуссии или ток-шоу.
Другим общим продуктом с привлечением ресурсов интернета может стать виртуальный музей. Кроме создания основной экспозиции патриотического характера в нем можно организовать тематические обсуждения в режиме форума, презентации творческих работ. В качестве примера можно назвать виртуальный музей детской общественной организации «Поколение» Костромского муниципального района Костромской области (museum.mykostroma.ru).
Сегодня достаточно массовым становится увлечение детей и взрослых фотографией. Это создает возможность для совместной работы детей и родителей в разных форматах: фотовыставки, фотоконкурса, фотомарафона. Каждый такой проект может иметь широкое воспитательное значение, если его адресатами станут не только школьники. Ведь тематическая выставка может быть организована не только на базе образовательного учреждения, но и в формате уличного вернисажа.
В соединении с городскими квестами как экстремальными культурно-досуговыми практиками современной молодежи увлечение детей и взрослых фотографией находит отражение в городском фотокроссе. Это соревнование, совмещающее в себе фотоконкурс и городское ориентирование. Задача участников в том, чтобы за определенное время сделать несколько фотографий в соответствии с заданием (например, на тему «Эхо войны»). Способы перемещения участников фотокросса либо ограничиваются (например, только на велосипеде), либо могут быть любыми. По истечении контрольного времени индивидуальные участники или команды представляют свои фотоотчеты, а жюри оценивает работы.
Если педагогические задачи требуют более сложных форматов, можно остановиться на фото- и видеоохоте, фотоэкстриме. Участники получают задание творческого характера, а затем, чтобы его выполнить, определяют свой маршрут в городе (ездят в поисках сюжета, отправляются для съемок в определенное место и так далее).
Участники фотоохоты придумывают идею для фотографии, отражающую суть задания, готовят реквизит и модели, проводят съемку. Задания в рамках определенной тематики могут формулироваться при помощи словосочетания, цитаты, музыкального отрывка.
Фотоэкстрим в отличие от фотоохоты имеет более сжатые временные рамки, в заданиях указывается, что именно должно быть сфотографировано. Видеоохота предполагает подготовку и съемку командой видеосюжета на заданную тематику. Такие мероприятия могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.
Пример подобной формы – фотопутешествие по памятным местам города Костромы «65 мгновений памяти», организованное Костромской городской молодежной организацией «МЫ» и муниципальным учреждением «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи». В течение нескольких дней участникам путешествия было необходимо разгадать зашифрованные задания (они указывали на конкретные памятники, обелиски, мемориальные места), сориентироваться на местности и посетить эти памятные объекты города.

Заимствование из молодежной субкультуры

Экстремальная культурно-досуговая практика современной молодежи – флешмоб – может быть использована как инновационная форма для воспитательной работы. «FlashMob» (англ.) переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа». Группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем одновременно и быстро расходится.
Акции флешмоба проводятся в многолюдных местах и, как правило, по выходным дням.
В контексте патриотического воспитания могут быть организованы акции с использованием символики. Например, на праздник 9 Мая или в День России можно «собрать» флаг государства из участников, одетых в красный, белый и голубой цвет. Но не следует ограничиваться возможностями символики, ведь сценарий, созданный педагогом, может предполагать самые разные творческие ходы.

Рейтинг@Mail.ru