ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Детства больше нет?
Исследователи отмечают две разнонаправленные, но одинаково тревожные тенденции детско-родительских отношений
«Новое детство», «другое детство» – популярные темы статей и
конференций психологов последнего времени. Всерьез – о кризисе
периодизации возрастной психологии, о неактуальности
культурно-исторической парадигмы, о том, что «детства больше нет».
Социологи тоже изучают проявления детства в современной России.
Доктор социологических наук Светлана Майорова-Щеглова выступила
с докладом «Квазидетство и квазиродительство» на IV Всероссийском
социологическом конгрессе. Мы приводим доклад в пересказе.
Что мы думаем о детях и
что с ними делаем
Реальные практики воспитания детей и представления, бытующие в
обществе относительно статуса детства, друг другу не соответствуют.
Счастливое, беззаботное золотое детство всеми подразумевается, тогда
как повседневная жизнь ребенка проходит в жестком режиме родительского
руководства.
Это противоречие, обнаруженное несколько лет назад, не только не
исчезает, оно обретает значимые формы. Ученый-социолог дает им имена –
квазидетство и квазиродительство.
Достаточно хорошо описана ситуация, когда ребенок является для
родителей пупом земли, вокруг него крутятся все их надежды и чаяния, и
ребенок несет непосильную обязанность оправдывать высокие ожидания и
большие вклады родителей в свое развитие – любой ценой.
Но есть и другая, на первый взгляд противоположная. Причем относительно
новая ситуация, когда ребенок не является главным проектом семьи, а
выступает как один из многих равноценных. Определенная часть молодых
мам и пап всячески стремятся упростить выполнение родительских задач. В
результате появляются «дети – не дети» и «родители – не родители».
Две приметы времени, на которые пока мало обращают внимания.
Отказ от погружения в родительство начинается уже на стадии
предродительства. Среди молодежи широко бытуют негативные
репродуктивные установки. Растет число детей, зачатых с помощью
воспроизводственных технологий, которые изначально служили только тем,
кто не может самостоятельно зачать и родить ребенка. Сегодня отказ от
личного вынашивания плода может происходить не только исходя из
медицинских противопоказаний, но и в силу личностных причин: нежелания
женщины прерывать карьеру, учебу, истощать собственный организм.
Наемные биологические родители – это фактически новая профессия, к
ребенку относящаяся до тех пор, пока он не родился. По данным
социолога, примат социального родительства над биологическим налицо.
Но и в социальном родительстве не все гладко: на смену тесному контакту
с близкими взрослыми приходят технические средства: радионяни,
видеоняни, существуют автоматические мойки запачканных малышей,
приспособления, которые автоматически накормят сцеженным грудным
молоком, электронные люльки со встроенной колыбелью. Фактически
общество потребления предлагает компенсировать проявления любви через
контакт с ребенком любовью к обустройству чада различными новшествами.
Это с радостью принимается родителями, потому что результат такой
заботы осязаем: все видят, что ребенку живется очень хорошо, вон
сколько всего у него есть. Родители обсуждают между собой достоинства
вещей, а не детей, ищут адреса особенных магазинов, а не вникают в
особенности развития детей.
Когда дети – элемент моды
Трансформации родительских установок, считает ученый-социолог,
происходят в том числе потому, что в пору родительства вступают люди,
выросшие в эпоху потребительского бума: внушаемые, неуверенные в себе,
не мыслящие критично, идущие на поводу моды. Эти качества мешают в том
числе перенимать полезный опыт воспитания у старшего поколения, глубоко
задумываться, вникать в непростые коллизии поведения ребенка.
То есть главная черта квазиродительства – отказ от сложностей
воспитания детей, от усилий, результаты которых неочевидны,
негарантируемы либо отсрочены.
Столкнувшись с неприятным поведением ребенка, они быстро, любыми
средствами, как правило быстродействующими, добиваются возвращения
удобства и покоя для себя. А когда приходит время пубертатных бурь и
справиться, настоять на своем становится практически невозможно –
требуют некоего подобия развода с ребенком, подобно тому как решают
аналогичные затруднительные ситуации супруги: «Не сошлись характерами,
лучше расстаться». Игнорируют, проклинают, изгоняют, есть даже случаи
сдачи в интернат 14-летних детей, у которых папа и мама не просто есть,
а занимают видное положение в обществе.
В этих мытарствах детства зарождается преждевременное взросление
ребенка – через лишение полноценного периода игры, естественной
зависимости от родителей, путем урезания разнообразных дружеских и
родственных привязанностей, из-за невозможности познавать мир свободно
и в своем темпе, а также многих неразумных запретов. Играет роль и
такой немаловажный факт: темы, ранее табуированные для младших, теперь
раскрыты. Секс и отношения, деньги, статусы – все это без стеснения в
выражениях обсуждается в присутствии детей.
Но кто же вырастает из преждевременно повзрослевших? По возрасту
зрелые, молодые люди жалуются на отсутствие жизненной энергии,
неспособность испытывать душевные волнения, равнодушие к профессии,
нежелание иметь детей и уж тем более нести за них ответственность.
Об уязвимости детства
Кто бы спорил, по мере смены исторических эпох меняется
отношение к детям, стили воспитания, паттерны поведения в конкретных
ситуациях. Одни сферы утверждаются и становятся значимыми, другие сдают
позиции. Но в любые времена взрослые обязаны дать ребенку вырасти.
Состояться внутри себя.
Теперь это непросто. В свежих исследованиях детства и молодежи часто
встречается термин «диффузная идентичность», то есть неустойчивость,
неопределенность и расплывчатость образа своего Я. Винить в этом
принято фрагментированность и мозаичность мира, особенно информации.
Но кто виноват в том, что самые первые представления о мире приходят к
ребенку не по каналу «человек–человек», а через мультик, телевизор,
игру в телефоне?
Что проблемы ребенка решаются не путем совместного проживания
неприятности, а через окрик или шлепок?
Что долго-долго никому нет дела до внутренних страданий вконец
дезориентированного в мире ценностей ребенка, пока эти страдания не
переходят в практики, которые мы так не любим в наших детях.
Киберпреступления, граффити, игровая зависимость, эксперименты со своим
здоровьем, приверженность к субкультурам.
«Откуда это у него?» – содрогаются родители. Оттуда: в современном
многосложном мире очень трудно, практически невозможно обрести свою
идентичность в отсутствие надежной духовной поддержки. Для педагогики
наших дней главнейшая задача – формирование крепкого ядра личности.
Никогда прежде она не стояла так остро.
Вопрос не в том, посвящаем ли мы свою жизнь целиком успехам детей или,
наоборот, выстраиваем с ними антуражные отношения. А в том, кто мы –
друзья или враги детства собственного ребенка?
Ведь даже заигравшийся в подростковые реакции родитель мог бы обрести
устойчивость и цельность, начав уважать ценности детства в своем
ребенке.