Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Коротеева Мария

Детства больше нет?

Исследователи отмечают две разнонаправленные, но одинаково тревожные тенденции детско-родительских отношений

«Новое детство», «другое детство» – популярные темы статей и конференций психологов последнего времени. Всерьез – о кризисе периодизации возрастной психологии, о неактуальности культурно-исторической парадигмы, о том, что «детства больше нет». Социологи тоже изучают проявления детства в современной России. Доктор социологических наук Светлана Майорова-Щеглова выступила с докладом «Квазидетство и квазиродительство» на IV Всероссийском социологическом конгрессе. Мы приводим доклад в пересказе.


Что мы думаем о детях и что с ними делаем

Реальные практики воспитания детей и представления, бытующие в обществе относительно статуса детства, друг другу не соответствуют. Счастливое, беззаботное золотое детство всеми подразумевается, тогда как повседневная жизнь ребенка проходит в жестком режиме родительского руководства.
Это противоречие, обнаруженное несколько лет назад, не только не исчезает, оно обретает значимые формы. Ученый-социолог дает им имена – квазидетство и квазиродительство.
Достаточно хорошо описана ситуация, когда ребенок является для родителей пупом земли, вокруг него крутятся все их надежды и чаяния, и ребенок несет непосильную обязанность оправдывать высокие ожидания и большие вклады родителей в свое развитие – любой ценой.
Но есть и другая, на первый взгляд противоположная. Причем относительно новая ситуация, когда ребенок не является главным проектом семьи, а выступает как один из многих равноценных. Определенная часть молодых мам и пап всячески стремятся упростить выполнение родительских задач. В результате появляются «дети – не дети» и «родители – не родители».
Две приметы времени, на которые пока мало обращают внимания.
Отказ от погружения в родительство начинается уже на стадии предродительства. Среди молодежи широко бытуют негативные репродуктивные установки. Растет число детей, зачатых с помощью воспроизводственных технологий, которые изначально служили только тем, кто не может самостоятельно зачать и родить ребенка. Сегодня отказ от личного вынашивания плода может происходить не только исходя из медицинских противопоказаний, но и в силу личностных причин: нежелания женщины прерывать карьеру, учебу, истощать собственный организм. Наемные биологические родители – это фактически новая профессия, к ребенку относящаяся до тех пор, пока он не родился. По данным социолога, примат социального родительства над биологическим налицо.
Но и в социальном родительстве не все гладко: на смену тесному контакту с близкими взрослыми приходят технические средства: радионяни, видеоняни, существуют автоматические мойки запачканных малышей, приспособления, которые автоматически накормят сцеженным грудным молоком, электронные люльки со встроенной колыбелью. Фактически общество потребления предлагает компенсировать проявления любви через контакт с ребенком любовью к обустройству чада различными новшествами. Это с радостью принимается родителями, потому что результат такой заботы осязаем: все видят, что ребенку живется очень хорошо, вон сколько всего у него есть. Родители обсуждают между собой достоинства вещей, а не детей, ищут адреса особенных магазинов, а не вникают в особенности развития детей.

Когда дети – элемент моды

Трансформации родительских установок, считает ученый-социолог, происходят в том числе потому, что в пору родительства вступают люди, выросшие в эпоху потребительского бума: внушаемые, неуверенные в себе, не мыслящие критично, идущие на поводу моды. Эти качества мешают в том числе перенимать полезный опыт воспитания у старшего поколения, глубоко задумываться, вникать в непростые коллизии поведения ребенка.
То есть главная черта квазиродительства – отказ от сложностей воспитания детей, от усилий, результаты которых неочевидны, негарантируемы либо отсрочены.
Столкнувшись с неприятным поведением ребенка, они быстро, любыми средствами, как правило быстродействующими, добиваются возвращения удобства и покоя для себя. А когда приходит время пубертатных бурь и справиться, настоять на своем становится практически невозможно – требуют некоего подобия развода с ребенком, подобно тому как решают аналогичные затруднительные ситуации супруги: «Не сошлись характерами, лучше расстаться». Игнорируют, проклинают, изгоняют, есть даже случаи сдачи в интернат 14-летних детей, у которых папа и мама не просто есть, а занимают видное положение в обществе.
В этих мытарствах детства зарождается преждевременное взросление ребенка – через лишение полноценного периода игры, естественной зависимости от родителей, путем урезания разнообразных дружеских и родственных привязанностей, из-за невозможности познавать мир свободно и в своем темпе, а также многих неразумных запретов. Играет роль и такой немаловажный факт: темы, ранее табуированные для младших, теперь раскрыты. Секс и отношения, деньги, статусы – все это без стеснения в выражениях обсуждается в присутствии детей.
Но кто же вырастает из преждевременно повзрослевших? По возрасту зрелые, молодые люди жалуются на отсутствие жизненной энергии, неспособность испытывать душевные волнения, равнодушие к профессии, нежелание иметь детей и уж тем более нести за них ответственность.

Об уязвимости детства

Кто бы спорил, по мере смены исторических эпох меняется отношение к детям, стили воспитания, паттерны поведения в конкретных ситуациях. Одни сферы утверждаются и становятся значимыми, другие сдают позиции. Но в любые времена взрослые обязаны дать ребенку вырасти. Состояться внутри себя.
Теперь это непросто. В свежих исследованиях детства и молодежи часто встречается термин «диффузная идентичность», то есть неустойчивость, неопределенность и расплывчатость образа своего Я. Винить в этом принято фрагментированность и мозаичность мира, особенно информации.
Но кто виноват в том, что самые первые представления о мире приходят к ребенку не по каналу «человек–человек», а через мультик, телевизор, игру в телефоне?
Что проблемы ребенка решаются не путем совместного проживания неприятности, а через окрик или шлепок?
Что долго-долго никому нет дела до внутренних страданий вконец дезориентированного в мире ценностей ребенка, пока эти страдания не переходят в практики, которые мы так не любим в наших детях. Киберпреступления, граффити, игровая зависимость, эксперименты со своим здоровьем, приверженность к субкультурам.
«Откуда это у него?» – содрогаются родители. Оттуда: в современном многосложном мире очень трудно, практически невозможно обрести свою идентичность в отсутствие надежной духовной поддержки. Для педагогики наших дней главнейшая задача – формирование крепкого ядра личности. Никогда прежде она не стояла так остро.
Вопрос не в том, посвящаем ли мы свою жизнь целиком успехам детей или, наоборот, выстраиваем с ними антуражные отношения. А в том, кто мы – друзья или враги детства собственного ребенка?
Ведь даже заигравшийся в подростковые реакции родитель мог бы обрести устойчивость и цельность, начав уважать ценности детства в своем ребенке.

Рейтинг@Mail.ru