Солнце первого урока
К концу самой длинной четверти нам всем нужны витамины жизнерадостности
Третья четверть самая ответственная, самая длинная. Кажется,
зиме конца и края нет, как и школьным мероприятиям, которые в
феврале–марте наслаиваются одно на другое. Изнуренные ответственностью
дети немедленно начинают болеть – не столько от вирусов, сколько от
накопленной усталости.
Скажете, не надо нагнетать? Согласен. Но и не обращать внимания на
февральскую депрессию нельзя.
Как ни велик соблазн с первой секунды гнать урок на полную катушку, а
стоит потратить две-три минуты, чтобы вместе с детьми посмотреть в окно
и заметить, что раньше солнце начинало светить только на втором уроке,
а сейчас рыжая полоска на горизонте видна в начале первого. В ней
таится обещание: скоро будет светло просыпаться!
Дать побольше эмоционального тепла! На доске пара ярких красочных
детских рисунков или жизнерадостные репродукции в сочных тонах. Не
забудем: ничто так не помогает воспрянуть, как короткий веселый
перерыв. Самые простые упражнения на алгебре: руки вверх, потянуться,
сбросить – в радость даже старшеклассникам.
Еще рецепт: моя знакомая учительница в феврале встречает детей на уроке
с пакетом леденцов с аскорбинкой: неожиданно и весело. Конфетка и от
простуды защищает, и тишину гарантирует в первые две-три минуты урока.
На моем веку встретился директор школы, который после нового года
созвал всех родителей на собрание и объявил:
– Я настоятельно рекомендовал своим учителям сократить домашнее
задание, но уговор: потратить освободившееся время на катание с гор!
Проверю лично.
Спорт хорошо поддерживает старших школьников, и если возможно, в конце
зимы надо сделать спортивный зал открытым на всех переменах. Хоть пять
минут мячик погонять, и то дело.
В середине четверти хорошо бы купить билеты в цирк. Великолепная
праздничная разрядка.
Хотя на третью четверть приходятся срезовые, контрольные, сдача и
защита проектов, предметные недели, межшкольные конкурсы, требующие
огромного напряжения, будем помнить: чем сильнее человек напрягся, тем
шире и свободнее ему надо выдохнуть. После сложной контрольной,
например, учитель математики открыл задачник Остера и, видя удивление
детей, сказал: «Вспомним азы. Будем тренировать устный счет!» И
тренировали под общий хохот.
Другой пример: восьмиклассникам нужно было к первому марта сдать
огромный письменный проект по английскому. Когда они, вымотанные всеми
требованиями, пришли на последнюю консультацию, учительница напомнила:
– Ну и конечно, после такого проекта нам надо отпраздновать. Тортик,
что ли, испеките, чай заварим, чашки из канцелярии возьмем.
И вот так, с тортиками, дети шли сдавать проекты. Предвкушая успех.