Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Солнце первого урока

К концу самой длинной четверти нам всем нужны витамины жизнерадостности

Третья четверть самая ответственная, самая длинная. Кажется, зиме конца и края нет, как и школьным мероприятиям, которые в феврале–марте наслаиваются одно на другое. Изнуренные ответственностью дети немедленно начинают болеть – не столько от вирусов, сколько от накопленной усталости.
Скажете, не надо нагнетать? Согласен. Но и не обращать внимания на февральскую депрессию нельзя.
Как ни велик соблазн с первой секунды гнать урок на полную катушку, а стоит потратить две-три минуты, чтобы вместе с детьми посмотреть в окно и заметить, что раньше солнце начинало светить только на втором уроке, а сейчас рыжая полоска на горизонте видна в начале первого. В ней таится обещание: скоро будет светло просыпаться!
Дать побольше эмоционального тепла! На доске пара ярких красочных детских рисунков или жизнерадостные репродукции в сочных тонах. Не забудем: ничто так не помогает воспрянуть, как короткий веселый перерыв. Самые простые упражнения на алгебре: руки вверх, потянуться, сбросить – в радость даже старшеклассникам.
Еще рецепт: моя знакомая учительница в феврале встречает детей на уроке с пакетом леденцов с аскорбинкой: неожиданно и весело. Конфетка и от простуды защищает, и тишину гарантирует в первые две-три минуты урока.
На моем веку встретился директор школы, который после нового года созвал всех родителей на собрание и объявил:
– Я настоятельно рекомендовал своим учителям сократить домашнее задание, но уговор: потратить освободившееся время на катание с гор! Проверю лично.
Спорт хорошо поддерживает старших школьников, и если возможно, в конце зимы надо сделать спортивный зал открытым на всех переменах. Хоть пять минут мячик погонять, и то дело.
В середине четверти хорошо бы купить билеты в цирк. Великолепная праздничная разрядка.
Хотя на третью четверть приходятся срезовые, контрольные, сдача и защита проектов, предметные недели, меж­школьные конкурсы, требующие огромного напряжения, будем помнить: чем сильнее человек напрягся, тем шире и свободнее ему надо выдохнуть. После сложной контрольной, например, учитель математики открыл задачник Остера и, видя удивление детей, сказал: «Вспомним азы. Будем тренировать устный счет!» И тренировали под общий хохот.
Другой пример: восьмиклассникам нужно было к первому марта сдать огромный письменный проект по английскому. Когда они, вымотанные всеми требованиями, пришли на последнюю консультацию, учительница напомнила:
– Ну и конечно, после такого проекта нам надо отпраздновать. Тортик, что ли, испеките, чай заварим, чашки из канцелярии возьмем.
И вот так, с тортиками, дети шли сдавать проекты. Предвкушая успех.

Рейтинг@Mail.ru