Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обзор педагогической печати

К.Н.Поливанова
Проектная деятельность школьников
М.: Просвещение, 2011

Проектная деятельность то и дело упоминается в самых разных школьных документах. Считается, что использование этого инструмента облегчит переход к новым образовательным стандартам.
Привычный школьный алгоритм гласит: сначала изучаем теорию, а потом придумываем задачу для закрепления. В результате у школьников не вырабатывается «способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы». Но для старших подростков подобное мышление – возрастная норма, то есть «российское образование не просто несовременно, ситуация еще хуже – обучение в школе блокирует нормальное развитие».
Зато работа в проекте предполагает, что ребенок начинает делать то, что ему интересно, и попутно осваивает новые средства – методы, знания, навыки – для выполнения им самим поставленной задачи. Деятельность строится от результата, что делает ее «особенно трудной для педагогического управления».
Автор рассматривает историю возникновения понятия, напоминает, когда оно вошло в педагогику и в связи с какими запросами общества. Со ссылками на концепцию Эльконина-Давыдова сделаны выводы о характере и даже продолжительности проектной деятельности, которую можно предлагать школьникам разного возраста. Рассматриваются субъект и объект проектирования, такой фактор, как время, взаимосвязь замысла и реализации, структура, характеристики «продукта» деятельности (нельзя забывать об изменении самого ребенка). Попутно рассматриваются отдельные трудности и нестыковки с классно-урочной организацией обучения и существующей системой контроля.
Несмотря на постоянное обсуждение, «реальное распространение проектирования или весьма скромно, или в школе присутствуют усеченные, совершенно не соответствующие духу проекта формы». Для тех, кто уже попробовал себя в этой форме и задался многими вопросами, книга может подсказать ответы на некоторые из них.

Росс В.Грин
Взрывной ребенок
М.: Теревинф, 2008

Автор, клинический психолог медицинской школы Гарварда, разработал подход, позволяющий сделать приемлемым поведение детей, которых называют свое­нравными, неуступчивыми, эгоистичными, упрямыми. Чтобы «помочь ребенку, его родителям и учителям. Единственное условие, необходимое для его реализации, – способность ясно и непредвзято мыслить».
Речь идет не о капризных и избалованных детях, а о тех, чьих выходок родители стыдятся, испытывают чувство вины и даже страха перед ребенком, который в любой момент может начать скандалить, швырять вещи и даже проявлять физическую агрессию. Доктор Грин предлагает относиться к этому как к особенности развития: некоторые дети позже других учатся читать, а вспыльчивые – запаздывают с навыками самоконтроля. Иными словами, «дети ведут себя хорошо, если могут». Автор перечисляет несколько ментальных навыков, отсутствие которых приводит ребенка к вспышке гнева. Это речевые и социальные навыки, навыки сознательного самоуправления, контроля эмоций, интеллектуальной гибкости – все они названы стабилизаторами. Соответственно дестабилизаторы – это ситуации, провоцирующие взрыв негативных эмоций.
Механизм их показан на развернутых примерах и с комментариями: какие стабилизаторы не сработали, как вел себя ребенок и что при этом думал, какова была реакция родителей. При взаимодействии с ребенком, особенно в предчувствии взрыва, родители могут выбирать из трех стратегий, которые описаны автором: настаивать на своем, полностью уступить, найти компромиссный вариант. От здравого смысла и чуткости родителей зависит, насколько точны они будут в выборе. Избежать типичных ошибок в каждой стратегии поможет соответствующая глава.

Рейтинг@Mail.ru