ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
Педагогика в нюансах и полутонах
Полнота профессии возникает там, где опыт дополняет опыт
Литература по специальности... Сколько ее выпускается в
последнее время! В одних книгах учат, что нужно делать, в других
говорят о профессиональных рисках. Но книги по педагогике – особая
группа. С одними авторами соглашаешься, с другими – споришь, третьи
оставляют тебя равнодушным... А книга Анатолия Берштейна «Что
подвластно воспитанию»* запоминается тем, что заставляет вспомнить свою
педагогическую практику, посмотреть на прошедшие события с новой точки
зрения.
…«Дети всегда
благодарны взрослым за снисходительность»,.. – пишет
автор. И мне сразу же вспоминаются многочисленные рассуждения старших
коллег, утверждавших, что дети неблагодарны. Кто прав? Впрочем, за свою
жизнь в школе я не встречала неблагодарных детей. Поначалу казалось,
что кто-то из них не ценит моих усилий, а потом понимала: я просто
что-то важное в этом ребенке не заметила, не почувствовала,
недооценила. Может быть, снисходительность к детям рождается от
понимания их? В чем выражается детская благодарность? В памяти
всплывают сотни историй – таких разных, таких похожих… Но я никогда не
стремилась быть к детям снисходительной. Потому что снизойти можно лишь
до того, кто слабее тебя, а дети, по-моему, гораздо цельнее, а значит,
сильнее взрослых. Была требовательной, иногда – даже властной. Но мои
ученики меня принимали и позволяли быть собой. Я им очень благодарна за
снисходительность…
…«Учителя так
много общаются с детьми, что невольно становятся похожи на них… Только
обидчивы вдвойне»… Почти все мои друзья – педагоги. Я
люблю в них проявления детскости, но не обидчивость. Она мне кажется
одной из отрицательных сторон эмоциональности. Да, дети быстро
обижаются. Но и быстро прощают. Вот это-то взрослым дается труднее
всего: понять, что обижаться проще, чем научиться прощать. Раньше
казалось забавным наблюдать, как коллеги жаловались на школьников: «Они
меня совсем не уважают! Списывают, ничего не учат, снова урок сорвали!»
Теперь думаю, что им нужна была психологическая помощь, ведь так
учителя, возможно, говорили о своей обиде, которая сродни детской.
Обида… Признак неуверенности в себе, недолюбленности. Простить – значит
быть сильным, великодушным. Простить другого проще, чем себя…
…«Личность
складывается по кирпичикам,.. по оригинальному архитектурному проекту»…
А вот с этой фразой я и соглашаюсь, и не соглашаюсь. Конечно, личность
уже есть в каждом ребенке! Однако она не состоит из кирпичиков, она
растет, вопрос лишь в том, становится ли при этом человек сильнее,
совершеннее, или слабеет, из-за того что мы вмешиваемся в его
воспитание? Хорошо, что мы с автором не начнем разбираться в
терминологии – тогда мы быстро ушли бы от сути вопроса. Потому что я
согласна с ним в главном: попытки формировать личность не приводят ни к
чему хорошему.
…«“Мы должны
формировать личность” – заявляют многие учителя. Какое самомнение!»...
Самомнение учителя – особая тема. Оно проявляется не только в школе, но
и дома, и с друзьями. В любой компании легко заметить учителя, который,
как известно, всегда прав. Но без высокой (завышенной?) самооценки
разве продержишься в школе? Ведь приходится постоянно командовать
другими людьми, руководить ими – чем не простор для самоутверждения,
увы, за счет учеников?
Встреча автора с Булатом Окуджавой. Уговорил поэта прийти в
школу – просто пришел к нему домой и попросил. Тут высокая самооценка
помогла – ничего без нее не добьешься! На вопрос Булату Шалвовичу,
почему тот, проработав шесть лет учителем литературы, ушел из школы,
услышал: …«Я любил детей, любил литературу, любил ее преподавать… Но не
любил учительскую»… Вспоминаю учительские, в которых пришлось когда-то
и мне готовиться к урокам. В некоторые не хотелось приходить даже за
журналом – посылала детей, только бы не быть там ни минуты. В другие с
удовольствием бежала каждую перемену: попить чаю, посоветоваться,
услышать школьные новости. Не сплетни! Иногда приезжаешь в школу,
заходишь в учительскую – ковры, мягкие кресла, цветы… и ни одного
человека. А в другой школе видишь полностью противоположную картину: в
учительской шумно, туда с легкостью и желанием идут и учителя, и
ученики, и даже родители; в уголке – уютный столик с чайником, чашками,
простенькими сладостями. Как делаются такие учительские? Кто сложил в
них атмосферу добра?
…«Интереснейшая
и загадочная процедура – поиск своего ученика и поиск своего учителя. У
Курта Воннегутта в «Колыбели для кошки» группа «своих» называется
«карасс». Карасс – не каста. Он всегда открыт для других. В него можно
войти, посмотреть, если понравится – остаться. Никакого масонского
посвящения. Никакой отличительной значимости. Никакой ограничительной
значимости. Никаких ограничений по происхождению или образованию.
Просто нужно очень захотеть остаться. Почувствовать: да, именно здесь,
с этими людьми мне хорошо и интересно»…
Главка, из которой взята последняя цитата, напомнила о самом важном для
меня – о проекте Парк-школа, который когда-то создавали вместе с
друзьями (взрослыми и детьми). Его смысл предельно прост: узаконить
право выбора детьми учителя, у которого они хотят учиться. Выбора
постоянного, а не во время школьного «Юрьева дня» – в начале года или
четверти. И право детей прийти, посмотреть и остаться. Или уйти, а
потом вернуться, когда настанет время.
Наш вариант Парка просуществовал десять лет; создать что-то новое пока
не удается. Идея продолжает витать в воздухе, меня часто зовут провести
семинары, мол, хотим создать школу-парк у себя. А потом – тишина,
словно и не было желания сделать такой проект.
В чем же дело? Возможно, в нежелании (страхе?) взрослых делегировать
детям возможность выбирать себе учителей. Это бьет по самолюбию
взрослых, которые почему-то считают, что выбирать (темы занятий, книги
для чтения, фильмы для просмотра) могут и должны только они. Услышав о
концепции Парк-школа, все обычно задают один и тот же вопрос: «А если
дети не выберут важные школьные предметы? Они не научатся читать,
считать! Не смогут сдать ЕГЭ, не поступят в институт!» Может быть, на
самом деле меня хотели спросить совсем о другом: «Что буду делать я,
если дети меня не выберут? Смогу ли справиться с этим? Смогу ли
простить детям их выбор?» Это серьезные вопросы, но их не задашь
публично, особенно, если не очень уверен в своих силах.
Только неуверенность заставляет школы отбирать для себя учеников по
заранее заготовленным шаблонам-тестам: умных, талантливых, сильных.
Каждому учителю хочется работать только с теми, кого он точно сможет
научить. Возможно, это вполне естественное человеческое желание, с
которым не стоит бороться? Но что же тогда отличает настоящего педагога
от дилетанта, подчиняющегося своим страхам?
Каждый учитель выбирает себе учеников. Не за счет системы
предварительного тестирования, а на подсознательно-эмоциональном
уровне: с одними детьми хочется общаться больше, с другими?– меньше.
При этом хороший педагог может захотеть общаться и работать с каждым
выбравшим его ребенком. И способен не обижаться на тех, кто не выбрал
тебя в друзья, для кого ты не стал (не смог стать?) значимым взрослым.
А это очень сложно.
…«К счастью,
учитель – актер второго плана. Яркий и запоминающийся. Но время и место
его присутствия в жизни ученика ограничено по сценарию»…
PS.
Впрочем, вряд ли можно понять книгу, услышав рассказ о ней.
Вот несколько авторских размышлений – прочтите, почувствуйте.
*Анатолий Берштейн. «Что подвластно воспитанию». Издательство
«Образовательные проекты», СПб, 2012 г.
Анатолий Берштейн. «Что подвластно воспитанию».
Фрагменты книги
Детство – как некий заповедник человеческой жизни. И пускают
туда не всех. В охранную зону допускаются лишь те, кто по-настоящему
чувствует хрупкость и ценность того, что охраняют. Кто сам, несмотря на
возраст, сохранил заповедные черты. Кто сродни этой зоне. Кто, как
чуткий барометр, способен улавливать колебания души, мучительные
изменения роста ребенка. Дети вырастают и покидают зону.
Сталкеры-учителя остаются. Это их жизнь.
Что такое – найти общий язык с детьми? Это перейти на их язык?
Или заставить разговаривать на своем? Или найти какой-то средний?..
С детьми надо разговаривать конкретно – об их проблемах, на
понятном им языке, проходя по их кругам, но так, чтобы эти круги стали
спиралью и незаметно, круг за кругом, без специальных разговоров о
высоком, поднимались вверх, медленно, но зримо преодолевая земное
притяжение.
С детьми надо разговаривать бесцельно, тогда можно
приблизиться к цели.
С детьми надо разговаривать дробно. Может быть часто, может
быть реже. Но дробно. Диетически. То есть в щадящем режиме. Иначе они
не переваривают ВСЕ и, как младенцы, срыгивают. А то и весь рацион –
насмарку.
На самом деле с детьми надо научиться молчать, а не
комплексовать, заполняя паузы чем-то вроде болтовни массовика-затейника
(или, что еще хуже, философа-наставника).
Говорят, что вредно переучивать левшу на правую руку.
Происходят какие-то нежелательные психические изменения. Не значит ли
это, что столь же опасно вообще переделывать человека? Пластическая
операция с помощью воспитания. Кто-то хорошеет, кому-то удается скрыть
свое уродство, а кто-то теряет себя, свое лицо, раздваивается. Бывает,
что происходит реакция отторжения.
«Учитель – тоже человек». Дети этого не понимают. Для них
учитель – или обычный учитель, или необычный человек. Человек –
почетное звание, которое дети присуждают учителю.
Нельзя педагогику разложить на атомы, а педагогический процесс
свести к банальной химической реакции. Человеческие отношения не
удается выразить в виде уравнения: то, что по науке должно выпасть в
осадок, может, наоборот, неожиданно улетучиться как газ.
...учителя делятся на тех, кому интересны дети и на тех, кому
интересны ученики.Быть может, если учитель любит в детях только
учеников, значит, на самом деле он не любит никого и ничего, кроме
своего учительства.
Кстати, бывают еще учителя, самовлюбленные в детей.
Есть определенное, практически непередаваемое
словами ощущение педагогической профессии изнутри. Можно сколько угодно
размышлять о ней, создавать те или иные модели педагогического
поведения, вырабатывать холодным умом педагогический стиль… Но все не
нужно, если в душе есть огонь, и все напрасно, если его нет.
...И бессмысленно сравнивать, что мы – детям, что они – нам.
Что больше весит: килограмм железа или пуха? Они отдают, что могут. А
мы – что можем, и еще – что должны. Иногда нам все же кажется, что
неизмеримо больше. Но это оптический обман.