ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Образ школы: неожиданные грани
Почему школьная воспитательная работа сегодня во многом обречена на неудачу
Школа как институт социального воспитания сегодня стремительно
теряет свои позиции. И происходит это несмотря на многочисленные
нововведения последнего времени. А может быть, именно из-за них.
Поскольку приоритет при принятии стратегических решений в отношении
школы отдается или экономической, или политической целесообразности.
Педагогическая же целесообразность учитывается все реже. О кризисе
школы в новых условиях, о профессиональном одиночестве учителя
говорилось на I Международном Новиковском симпозиуме «Прагматика
воспитания: что необходимо изменить в социальном воспитании в первую
очередь?». Он собрал самых авторитетных ученых, работающих в сфере
воспитания.
Чувство
причастности
Как изменить ситуацию? Прежде всего отстаивать свои ценности,
напоминать, что помимо экономической есть еще и гуманитарная система
координат. В частности, школе хорошо бы помнить о человеческих
потребностях ребенка.
Дмитрий Григорьев, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Центр
образования № 825 г. Москвы, заведующий отделом методологии и
технологии воспитания личности ФИРО в докладе «Школьная идентичность
ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике» говорил о
том, что эффект воспитания зависит от того, ощущает ли ребенок свою
причастность к происходящему в школе.
– Сейчас много говорится о российской идентичности. Если оставить в
стороне пропагандистские лозунги, то с понятием можно работать.
Чувствовать себя частью страны можно только будучи причастным к жизни
семьи, к кругу друзей, к своей школе. Если школьная идентичность низка,
заслуга школы невелика, даже если мы говорим об академически успешном
ребенке. И наоборот, для троечника с высоким уровнем идентичности школа
удовлетворяет базовую потребность в уважении и принятии.
Любой школьник пребывает в нескольких ролях: сын, друг, ученик. С
позиций идентичности нужно еще и осознавать, к какому сообществу он
принадлежит в каждой роли: сын своих родителей, друг – в компании
товарищей, ученик – для педагогов его класса. Школа будет значимым для
ребенка местом, если в ней организованы места и ситуации, которые
порождают у ребенка причастность к тому или иному сообществу. Когда,
например, проявляется семейная идентичность ученика? Когда о его
успехах или проступках учитель сообщает родителям. Общение с
одноклассниками и сверстниками дает чувство причастности к компании
приятелей. Любое учебное взаимодействие может стать ситуацией для
осознания себя учеником. Исследователи выделили и такие
идентификационные позиции, как гражданин класса, школы, общества, член
своей этнической и религиозной группы.
Протестировав с помощью анкет разные пространства, ситуации,
направления деятельности отдельной школы, можно выявить зоны успеха и
слабые места. И по результатам намечать соответствующие стратегии
развития. Такая работа была проведена в двадцати двух школах Москвы,
Перми, Калининграда, Томска. Учеников 7–11 классов просили ответить на
вопросы: чувствуешь ли ты себя в школе сыном (другом, учеником,
гражданином класса...)? Если да, то объясни, пожалуйста, где, когда, в
каких ситуациях это происходит? Если нет, попробуй объяснить, почему? И
так – по всем восьми позициям. Причем предполагается, что переживание
идентичности может быть как негативным, так и позитивным: одно дело,
когда родителей вызывают, чтобы пожаловаться, другое – когда вручают
грамоту.
Сведя результаты анкетирования всех двух десятков школ, исследователи
получили не очень обнадеживающую картину. Больше всего – 76% подростков
находят в школе возможность для дружбы и общения. Только 50% позитивно
переживают свою ученическую идентичность (20% – отрицательно, а 30%
вообще не чувствуют себя учениками). Для позитивного восприятия себя в
качестве сына или дочери школа создает условия лишь для 40% детей.
Почти половина, 42% подростков, ощущают себя положительно причастными к
классному коллективу и только 24% – к школьной общности. Как гражданина
общества позитивно идентифицируют себя лишь 10%, а 85% вообще не
испытали такого чувства. Положительную причастность к этнической группе
переживали 30%, к религиозной – 15% учеников.
Если признать чувство школьной идентичности как педагогическую задачу,
то при планировании любого мероприятия, при выборе технологий и
проектов можно и нужно задаваться вопросом: «Вызовет ли это событие
чувство причастности у детей или нет?»
Испытание школой
О восприятии школы учениками и учителями с другого ракурса
говорила в своем докладе «Исследование феномена корпоративной культуры
образовательного учреждения, или Подходы к гуманитарной экспертизе
образования» Светлана Суханова, кандидат психологических наук, доцент
Московского института развития образования. Подход этого исследования
состоял в том, что дети и взрослые выражали свое отношение к школе
через метафору. Неожиданный ход, который позволяет буквально одним
словом задать многомерность, объемность оценки. Подытожив ответы
учеников и педагогов, исследователи сгруппировали их в несколько
категорий. Это метафоры: движения, природы, чувств, общения, испытаний,
учителя (источника знаний), дома.
Самыми популярными и у детей, и у взрослых были метафоры испытаний
(учителя – 28,8%, дети – 26,7%). Неудивительно: школьная жизнь полна
экзаменов, зачетов, контрольных; каждый день непрерывное доказательство
своей состоятельности, непрерывное оценивание. Увы, это означает, что
дети мотивированы не на обретение знаний, а на получение хорошей
отметки. То есть формируется мотив не изнутри, а задается извне.
С тем или иным видом движения школьную жизнь большей частью сравнивали
учителя – 13,7%. Видимо оттого, что на их глазах вырастают и сменяют
друг друга многие поколения ребят. А вот ученики (за исключением 3,5%)
школу так не воспринимают – как воздухоплаватели не ощущают скорости
ветра, несущего их воздушный шар.
Метафоры, связанные с природными явлениями, чаще выбирали учителя. А
общение было чаще детским выбором. Образ учителя как источника знаний,
несмотря на безусловную функциональную направленность школы, был далеко
не на первом месте и у учителей встречался реже (!), чем у учеников
(9,6% и 10,4%). Школа как дом воспринимается совсем немногими детьми и
взрослыми. Исследователи полагают, что за этим стоит формальное
отношение к учебе.
Таково видение школы изнутри – у тех, кто учит и воспитывает, и тех,
кто взошел на борт аэростата, не подозревая, какие тучи собираются на
школьном горизонте.
Прочитать текст докладов и присоединиться к обсуждению можно на сайте: http://simposiymnovikovali.jimdo.com/.