Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Куценко Елена

Образ школы: неожиданные грани

Почему школьная воспитательная работа сегодня во многом обречена на неудачу

Школа как институт социального воспитания сегодня стремительно теряет свои позиции. И происходит это несмотря на многочисленные нововведения последнего времени. А может быть, именно из-за них. Поскольку приоритет при принятии стратегических решений в отношении школы отдается или экономической, или политической целесообразности. Педагогическая же целесообразность учитывается все реже. О кризисе школы в новых условиях, о профессиональном одиночестве учителя говорилось на I Международном Новиковском симпозиуме «Прагматика воспитания: что необходимо изменить в социальном воспитании в первую очередь?». Он собрал самых авторитетных ученых, работающих в сфере воспитания.

Чувство причастности

Как изменить ситуацию? Прежде всего отстаивать свои ценности, напоминать, что помимо экономической есть еще и гуманитарная система координат. В частности, школе хорошо бы помнить о человеческих потребностях ребенка.
Дмитрий Григорьев, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Центр образования № 825 г. Москвы, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО в докладе «Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике» говорил о том, что эффект воспитания зависит от того, ощущает ли ребенок свою причастность к происходящему в школе.
– Сейчас много говорится о российской идентичности. Если оставить в стороне пропагандистские лозунги, то с понятием можно работать. Чувствовать себя частью страны можно только будучи причастным к жизни семьи, к кругу друзей, к своей школе. Если школьная идентичность низка, заслуга школы невелика, даже если мы говорим об академически успешном ребенке. И наоборот, для троечника с высоким уровнем идентичности школа удовлетворяет базовую потребность в уважении и принятии.
Любой школьник пребывает в нескольких ролях: сын, друг, ученик. С позиций идентичности нужно еще и осознавать, к какому сообществу он принадлежит в каждой роли: сын своих родителей, друг – в компании товарищей, ученик – для педагогов его класса. Школа будет значимым для ребенка местом, если в ней организованы места и ситуации, которые порождают у ребенка причастность к тому или иному сообществу. Когда, например, проявляется семейная идентичность ученика? Когда о его успехах или проступках учитель сообщает родителям. Общение с одноклассниками и сверстниками дает чувство причастности к компании приятелей. Любое учебное взаимодействие может стать ситуацией для осознания себя учеником. Исследователи выделили и такие идентификационные позиции, как гражданин класса, школы, общества, член своей этнической и религиозной группы.
Протестировав с помощью анкет разные пространства, ситуации, направления деятельности отдельной школы, можно выявить зоны успеха и слабые места. И по результатам намечать соответствующие стратегии развития. Такая работа была проведена в двадцати двух школах Москвы, Перми, Калининграда, Томска. Учеников 7–11 классов просили ответить на вопросы: чувствуешь ли ты себя в школе сыном (другом, учеником, гражданином класса...)? Если да, то объясни, пожалуйста, где, когда, в каких ситуациях это происходит? Если нет, попробуй объяснить, почему? И так – по всем восьми позициям. Причем предполагается, что переживание идентичности может быть как негативным, так и позитивным: одно дело, когда родителей вызывают, чтобы пожаловаться, другое – когда вручают грамоту.
Сведя результаты анкетирования всех двух десятков школ, исследователи получили не очень обнадеживающую картину. Больше всего – 76% подростков находят в школе возможность для дружбы и общения. Только 50% позитивно переживают свою ученическую идентичность (20% – отрицательно, а 30% вообще не чувствуют себя учениками). Для позитивного восприятия себя в качестве сына или дочери школа создает условия лишь для 40% детей. Почти половина, 42% подростков, ощущают себя положительно причастными к классному коллективу и только 24% – к школьной общности. Как гражданина общества позитивно идентифицируют себя лишь 10%, а 85% вообще не испытали такого чувства. Положительную причастность к этнической группе переживали 30%, к религиозной – 15% учеников.
Если признать чувство школьной идентичности как педагогическую задачу, то при планировании любого мероприятия, при выборе технологий и проектов можно и нужно задаваться вопросом: «Вызовет ли это событие чувство причастности у детей или нет?»

Испытание школой

О восприятии школы учениками и учителями с другого ракурса говорила в своем докладе «Исследование феномена корпоративной культуры образовательного учреждения, или Подходы к гуманитарной экспертизе образования» Светлана Суханова, кандидат психологических наук, доцент Московского института развития образования. Подход этого исследования состоял в том, что дети и взрослые выражали свое отношение к школе через метафору. Неожиданный ход, который позволяет буквально одним словом задать многомерность, объемность оценки. Поды­тожив ответы учеников и педагогов, исследователи сгруппировали их в несколько категорий. Это метафоры: движения, природы, чувств, общения, испытаний, учителя (источника знаний), дома.
Самыми популярными и у детей, и у взрослых были метафоры испытаний (учителя – 28,8%, дети – 26,7%). Неудивительно: школьная жизнь полна экзаменов, зачетов, контрольных; каждый день непрерывное доказательство своей состоятельности, непрерывное оценивание. Увы, это означает, что дети мотивированы не на обретение знаний, а на получение хорошей отметки. То есть формируется мотив не изнутри, а задается извне.
С тем или иным видом движения школьную жизнь большей частью сравнивали учителя – 13,7%. Видимо оттого, что на их глазах вырастают и сменяют друг друга многие поколения ребят. А вот ученики (за исключением 3,5%) школу так не воспринимают – как воздухоплаватели не ощущают скорости ветра, несущего их воздушный шар.
Метафоры, связанные с природными явлениями, чаще выбирали учителя. А общение было чаще детским выбором. Образ учителя как источника знаний, несмотря на безусловную функциональную направленность школы, был далеко не на первом месте и у учителей встречался реже (!), чем у учеников (9,6% и 10,4%). Школа как дом воспринимается совсем немногими детьми и взрослыми. Исследователи полагают, что за этим стоит формальное отношение к учебе.
Таково видение школы изнутри – у тех, кто учит и воспитывает, и тех, кто взошел на борт аэростата, не подозревая, какие тучи собираются на школьном горизонте.


Прочитать текст докладов и присоединиться к обсуждению можно на сайте: http://simposiymnovikovali.jimdo.com/.

Рейтинг@Mail.ru