ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Куценко Елена, Битянова Марина
От чего зависит выбор учебного задания
Не только от логики изучения материала, но и от того, какие способности ученика мы хотим развить
В повседневной практике педагогу важно учитывать, как форма
подачи учебной информации и характер заданий влияют на развитие тех
или иных способностей ребенка: речи и дедукции, памяти и аналитических
способностей. Это позволит выбрать правильные инструменты и отследить,
насколько полно мы развиваем весь спектр способностей. Для самоконтроля
можно в плане урока даже помечать, например, цветными маркерами задания
разных типов. Тогда, посмотрев на серию уроков, учитель сразу увидит,
какой цвет доминирует, и сможет скорректировать дальнейшую работу.
Или убедится, что поставленная задача выполняется. Развитие разных
направлений можно распределить среди команды коллег, работающих в
классе: над синтезом в основном работает один, а моделирование берет на
себя другой. Так же дифференцированно можно относиться и к текстам, с
которыми ребенок сталкивается на всех предметах в течение дня, недели,
четверти. Рассказ о видах текста Марина Битянова
проиллюстрировала самым простым примером: как изменится описание
прогноза погоды в соответствии с каждым видом.
Тексты
С точки зрения возможностей для развития тексты можно
разделить на аксиоматические, проблематизирующие, личностно-окрашенные
и ценностно-окрашенные.
Аксиоматический
по своему характеру напоминает сообщения
телевизионных дикторов советских времен: грамотно, информативно,
бесстрастно, однозначно. В нем нет пространства для догадки, вопроса,
эмоций, личного отношения. Большое количество учебных текстов до сих
пор относится к этому типу. Подобные тексты расширяют кругозор,
обогащают понятийный словарь. Работая с ними, ребенок учится быть
внимательным, запоминать и воспроизводить. Прогноз погоды в
аксиоматическом виде добросовестно проинформирует о градусах,
процентах, миллиметрах ртутного столба, метрах в секунду.
Зато проблематизирующий
текст наполнен размышлениями и
открытыми вопросами. Он ведет читателя от одного вывода к другому,
разматывая нить логических построений, сообщает о результатах
наблюдений автора и выводах. В нем есть ситуация, по поводу которой
завязывается взаимодействие с читателем. Тот в свою очередь, следя за
ходом рассуждений, развивает способность логически мыслить, понимать.
Вовлеченность в процесс порождения смысла развивает познавательную
мотивацию и мировоззрение. Ведущий, сообщающий прогноз погоды в этом
ключе, может помимо фактической информации использовать
противопоставление («Несмотря на позднюю осень, удивительно тепло») или
предположение («Если после такого снегопада резко потеплеет, с
передвижением по городу будут проблемы»).
Личностно-окрашенный
текст предполагает прямой диалог,
обращается к личному опыту, эмоциям, уже полученным знаниям, к
чувственному опыту: ты знаешь о том, как... ты помнишь... как бы ты
поступил в этом случае. Подобное обращение направлено на то, чтобы у
ребенка складывалось личное отношение к процессу получения знаний,
расширялся эмоциональный опыт, развивались познавательная мотивация и
учебная инициатива. Синоптик, решивший личностно окрасить сообщение о
предстоящем ливне, напомнит, что, несмотря на ясную погоду, хорошо бы
не забыть дома зонт.
Если излагаемая информация представлена в контексте культурных
ценностей, нравственных норм, исторических прецедентов, мы имеем дело с
ценностно-окрашенным текстом. Он стимулирует развитие личной позиции,
критичного отношения к информации, логического мышления, подталкивает к
размышлениям о вопросах нравственного характера. В рассказ о погоде
ценностную окраску внесут упоминание о народных приметах на этот день,
сообщение о самой высокой и самой низкой температуре за все годы
наблюдений.
Задания
При выполнении разных типов учебных заданий у ребенка тоже
развиваются разные функции и способности – вне зависимости от
предметного содержания.
Одни направлены на мнемоническое воспроизведение информации.
Выполняя подобные задания, ребенок узнает и воспроизводит факты,
понятия, тексты, формулы, алгоритмы. В них требуется пересказать,
повторить в соответствии с образцом, применить формулу, дать
определение, ответить на вопросы: как называется?.. когда произошло?..
кто автор?... и другие подобного типа. Такая работа требует лишь памяти
и внимания.
Задания, требующие добывания, наблюдения и описания
информации, как правило, звучат так: измерьте, какой величины
(сколько)... опишите состав, перечислите факторы... опишите объект,
процесс, явление... изложите свои наблюдения. В процессе работы у
ребенка развиваются наблюдательность, способность анализировать и
последовательно, связно излагать свои мысли.
Структурирования информации требуют задания, связанные с
составлением конспектов, планов, отчетов, докладов, аннотаций,
рефератов. К этому же типу относятся изложения, придумывание заголовка,
выделение ключевых слов, главной мысли. Задания направлены на развитие
рациональности и критичности мышления, способность к синтезу, умение
выделять главное.
Есть задания, требующие применения конкретной логической
операции для осмысления информации. В зависимости от операции – анализ,
дедукция, моделирование – формулировки могут быть разные: сопоставьте,
перечислите различия и общие признаки... произведите разбор, из чего
состоит... заполните таблицу, расположите в заданном порядке... найдите
закономерность, вычеркните лишнее... приведите пример... представьте в
виде... найдите аналогию, докажите... обозначьте на схеме. Пример
вопросов такого типа: каким образом?.. в чем причина?.. соответствует
ли?.. Отвечая на них, ребенок осваивает логику, становится более умелым
в обращении с собственным мышлением, «окультуривает» его.
Самостоятельные действия и творческое применение информации
потребуются от ребенка, который выдвигает гипотезы, сочиняет сценарий,
пишет сочинение, придумывает вопросы и задания к тексту, самостоятельно
исследует объект, процесс или явление, придумывает задачу, предлагает
альтернативное решение проблемы. К этому же могут побуждать вопросы:
где мы можем наблюдать?.. как можно применить?.. что произойдет,
если?.. как можно поступить в ситуации?.. Задания такого типа развивают
творческие способности, помогают убедиться в полезности учебной
информации, приучают к целенаправленному ее поиску. В процессе работы
ребенок учится устанавливать связи между разрозненными знаниями,
приобретает социальные компетентности.