Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена, Битянова Марина

От чего зависит выбор учебного задания

Не только от логики изучения материала, но и от того, какие способности ученика мы хотим развить

В повседневной практике педагогу важно учитывать, как форма подачи учебной информации и характер заданий влияют на развитие тех или иных способностей ребенка: речи и дедукции, памяти и аналитических способностей. Это позволит выбрать правильные инструменты и отследить, насколько полно мы развиваем весь спектр способностей. Для самоконтроля можно в плане урока даже помечать, например, цветными маркерами задания разных типов. Тогда, посмотрев на серию уроков, учитель сразу увидит, какой цвет доминирует, и сможет скорректировать дальнейшую работу. Или убедится, что поставленная задача выполняется. Развитие разных направлений можно распределить среди команды коллег, работающих в классе: над синтезом в основном работает один, а моделирование берет на себя другой. Так же дифференцированно можно относиться и к текстам, с которыми ребенок сталкивается на всех предметах в течение дня, недели, четверти. Рассказ о видах текста Марина Битянова проиллюстрировала самым простым примером: как изменится описание прогноза погоды в соответствии с каждым видом.


Тексты

С точки зрения возможностей для развития тексты можно разделить на аксиоматические, проблематизирующие, личностно-окрашенные и ценностно-окрашенные.
Аксиоматический по своему характеру напоминает сообщения телевизионных дикторов советских времен: грамотно, информативно, бесстрастно, однозначно. В нем нет пространства для догадки, вопроса, эмоций, личного отношения. Большое количество учебных текстов до сих пор относится к этому типу. Подобные тексты расширяют кругозор, обогащают понятийный словарь. Работая с ними, ребенок учится быть внимательным, запоминать и воспроизводить. Прогноз погоды в аксиоматическом виде добросовестно проинформирует о градусах, процентах, миллиметрах ртутного столба, метрах в секунду.
Зато проблематизирующий текст наполнен размышлениями и открытыми вопросами. Он ведет читателя от одного вывода к другому, разматывая нить логических построений, сообщает о результатах наблюдений автора и выводах. В нем есть ситуация, по поводу которой завязывается взаимодействие с читателем. Тот в свою очередь, следя за ходом рассуждений, развивает способность логически мыслить, понимать. Вовлеченность в процесс порождения смысла развивает познавательную мотивацию и мировоззрение. Ведущий, сообщающий прогноз погоды в этом ключе, может помимо фактической информации использовать противопоставление («Несмотря на позднюю осень, удивительно тепло») или предположение («Если после такого снегопада резко потеплеет, с передвижением по городу будут проблемы»).
Личностно-окрашенный текст предполагает прямой диалог, обращается к личному опыту, эмоциям, уже полученным знаниям, к чувственному опыту: ты знаешь о том, как... ты помнишь... как бы ты поступил в этом случае. Подобное обращение направлено на то, чтобы у ребенка складывалось личное отношение к процессу получения знаний, расширялся эмоциональный опыт, развивались познавательная мотивация и учебная инициатива. Синоптик, решивший личностно окрасить сообщение о предстоящем ливне, напомнит, что, несмотря на ясную погоду, хорошо бы не забыть дома зонт.
Если излагаемая информация представлена в контексте культурных ценностей, нравственных норм, исторических прецедентов, мы имеем дело с ценностно-окрашенным текстом. Он стимулирует развитие личной позиции, критичного отношения к информации, логического мышления, подталкивает к размышлениям о вопросах нравственного характера. В рассказ о погоде ценностную окраску внесут упоминание о народных приметах на этот день, сообщение о самой высокой и самой низкой температуре за все годы наблюдений.

Задания

При выполнении разных типов учебных заданий у ребенка тоже развиваются разные функции и способности – вне зависимости от предметного содержания.
Одни направлены на мнемоническое воспроизведение информации. Выполняя подобные задания, ребенок узнает и воспроизводит факты, понятия, тексты, формулы, алгоритмы. В них требуется пересказать, повторить в соответствии с образцом, применить формулу, дать определение, ответить на вопросы: как называется?.. когда произошло?.. кто автор?... и другие подобного типа. Такая работа требует лишь памяти и внимания.
Задания, требующие добывания, наблюдения и описания информации, как правило, звучат так: измерьте, какой величины (сколько)... опишите состав, перечислите факторы... опишите объект, процесс, явление... изложите свои наблюдения. В процессе работы у ребенка развиваются наблюдательность, способность анализировать и последовательно, связно излагать свои мысли.
Структурирования информации требуют задания, связанные с составлением конспектов, планов, отчетов, докладов, аннотаций, рефератов. К этому же типу относятся изложения, придумывание заголовка, выделение ключевых слов, главной мысли. Задания направлены на развитие рациональности и критичности мышления, способность к синтезу, умение выделять главное.
Есть задания, требующие применения конкретной логической операции для осмысления информации. В зависимости от операции – анализ, дедукция, моделирование – формулировки могут быть разные: сопоставьте, перечислите различия и общие признаки... произведите разбор, из чего состоит... заполните таблицу, расположите в заданном порядке... найдите закономерность, вычеркните лишнее... приведите пример... представьте в виде... найдите аналогию, докажите... обозначьте на схеме. Пример вопросов такого типа: каким образом?.. в чем причина?.. соответствует ли?.. Отвечая на них, ребенок осваивает логику, становится более умелым в обращении с собственным мышлением, «окультуривает» его.
Самостоятельные действия и творческое применение информации потребуются от ребенка, который выдвигает гипотезы, сочиняет сценарий, пишет сочинение, придумывает вопросы и задания к тексту, самостоятельно исследует объект, процесс или явление, придумывает задачу, предлагает альтернативное решение проблемы. К этому же могут побуждать вопросы: где мы можем наблюдать?.. как можно применить?.. что произойдет, если?.. как можно поступить в ситуации?.. Задания такого типа развивают творческие способности, помогают убедиться в полезности учебной информации, приучают к целенаправленному ее поиску. В процессе работы ребенок учится устанавливать связи между разрозненными знаниями, приобретает социальные компетентности.

Рейтинг@Mail.ru