ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Куценко Елена, Битянова Марина
Когда ценность развития – во главе угла
С чего начинается перенастройка педагогических ориентиров
На урок можно смотреть с разных точек зрения. В том числе
оценивать, какие возможности мы создали для развития тех или иных
детских способностей и в какой мере. Развивающую задачу учителя,
конечно, всегда записывали в конспекты уроков: это было обязательной
формальностью. Но с введением стандартов последнего поколения задача
развития ребенка поставлена прямо и недвусмысленно. Однако чтобы ее
выполнить, учителю нужно отчетливо понимать, что он собирается
развивать на конкретном уроке или серии уроков и какими средствами. Об
инструментарии педагога в этой области учителям, проходящим курсы
повышения квалификации, рассказала кандидат психологических наук Марина
БИТЯНОВА.
Приходится признать, что взрослому, который сам учился в
традиционной школе и который ежедневно входит в класс с мыслью о том,
что зримым и востребованным результатом его труда будут баллы,
набранные детьми в ЕГЭ и ГИА, трудно принять ценность развития. Больше
того, если он даже искренне проникнется ценностью развития, ему
придется серьезно перестраивать свою работу. Ибо в рамках старой
методики это сделать невозможно.
Для того чтобы каждый присутствующий на семинаре смог определить свое
отношение к тем понятиям, с которыми работает, было предложено
нарисовать схему, в которой так или иначе соотносились бы образование,
воспитание, обучение, развитие. Желающие могли ее показать и
прокомментировать. Разумеется, здесь не может быть правильных или
неправильных схем, ведь никакие ФГОСы не заставят человека в мгновение
ока переменить свои педагогические установки. Просто у каждого была
возможность выразить графическим способом то, над чем практики,
сосредоточенные на решении сиюминутных задач, задумываются не часто.
В качестве примера (не образца, а еще одного варианта из множества
других) Марина Битянова показала и прокомментировала схему, на которую
опираются педагоги, работающие в логике развивающего обучения. Цели
развития определяют содержание образования. Образование задает форму,
то есть образовательная система, существующая здесь и сейчас, – это те
направления, в которых общество хочет продвигать новое поколение
(математика, например, нужна, а этикет или навыки следопыта – нет, если
говорить о массовой школе). Обучение и воспитание с точки зрения
развивающего обучения – это виды деятельности взрослых, работающих с
ребенком. Воспитание задает границы поведения: хорошо–плохо,
можно–нельзя, а обучение дает полезную информацию (которой, кстати,
иногда бывает слишком много, и это вызывает сопротивление ребенка).
Чтобы учителям было легче представить себе иерархию и соотношение
понятий, была предложена графическая метафора – дерево. Его корни – это
педагогическая философия, она первична, питает всю профессиональную
жизнь педагога, но скрыта от глаз. Для сторонников РО в основе лежит
развитие. Ствол – это задачи развития, они не абстрактны, их число
конечно, и все они перечислены во ФГОС. От ствола отходят три основные
ветви-возможности. Первая – развивающие возможности урока: тексты и
задания. Вторая – технологии, способы организации деятельности детей,
например, исследовательская, проектная, технология критического
мышления. Третья – стиль как психологическая составляющая урока.
Крона – собственно ткань происходящего в каждый момент урока: это
частные приемы и методы, которыми владеет учитель. У кого-то она
густая, с множеством оттенков, кто-то пока только отращивает листочки.
После анализа общей картины состоялся более конкретный и детальный
разбор того, как можно работать с одной из ветвей – содержанием урока в
виде текстов и заданий.