РЕПОРТАЖ
Сватайские мастера
В этом якутском селе – целый кладезь педагогических идей. Вроде бы дополнительное образование, а на самом деле – основное и главное…
Мы двигаемся на «уазике», на «Буранах» по Средней Колыме.
Минуем озера: Стариково, Вавилон, Мираж… Вдали показалось что-то
заснеженное, крыши… Ближе к селу встретили лесорубов – потомков русских
казаков, что когда-то посватались (отсюда и название села – «Сватай») и
породнились с якутскими женами. Лица у «казаков» чисто якутские,
казачья кровь – дальняя…
У нас есть аранжировщик
Ну, вот и село Сватай. Приехали.
Три соединенных столба коновязи. Деревья, коровы, избы. Все, что есть в
селе – детский сад, школа, клуб, спортзал, амбулатория, больница на
десять коек, – построено самими сельчанами «методом народной стройки».
В селе около семисот жителей, из них 130 – дети. 52 человека учатся в
институтах и училищах Якутска, Владивостока, Санкт-Петербурга –
фантастика! Можно сказать, образовательное село!
Директора средней школы зовут Колымана. Молодая современная женщина,
как сейчас говорят, продвинутая. Пока шли в актовый зал, где нас ждали
дети и учителя, рассказала про здешние знатные фамилии. Одна из них –
Колесовы. Иннокентий Дмитриевич – глава здешней администрации. Другой
Колесов – его имя увековечено на избушке, в которой мы останавливались
посередине пути, – был раскулачен, работал проводником дорожников. Его
младший брат Георгий Георгиевич, чье имя носит школа, –
ученый-экономист, профессор, учился здесь в конце XIX века в
церковно-приходском училище, в местности Эбях.
Школа деревянная, резная, сделана, чувствуется, с любовью. Опорная
школа Якутии по изучению родного языка. В селе, в школе это, пожалуй,
ключевые слова – «поддержка и опора»… Родственники ученого Колесова
утвердили именную ученическую стипендию «Опора для ищущих». Ученики и
учителя выиграли грант президента республики «Поддержка инициативных».
И соорудили просторный спортзал.
В этом спортзале детский хореографический ансамбль исполняет для нас
танец «Встреча солнца». «Завтра, – замечает школьный директор, – дети
едут на фестиваль» (по такой-то дороге!).
В школе несколько десятков кружков и секций, творческих объединений,
художественных мастерских…
На импровизированную сцену спортзала выходит девочка, Лиля Колесова, и
на фоне слайдов с изображением природы этих мест звучит ее живое,
похожее на горловое, пение. «У нас, – шепчет мне на ухо директор, –
есть аранжировщик, он приехал из Якутска и остался тут жить. Работает.
Бесплатно. Его аранжировки известны по всей Якутии…»
Пение на сцене сменяется грациозным танцем белых журавлей – стерхов.
Двигаются девочки изумительно – высший класс. «А костюмы откуда?» –
перешептываюсь с директором. «Родители шьют…»
Танцы заканчиваются, и начинается презентация исследовательских
проектов.
Как прожить долго и счастливо
Заместитель директора Светлана Иннокентьевна, курирующая это
направление, объясняет, что в школе ежегодно проводится конкурс
ученических исследований имени ученого-земляка. «Некоторые работы
достаточно профессиональны», – замечает она.
Подходим к стендам, расставленным вдоль стены, у которых нас ждут
авторы. Некоторые стесняются говорить по-русски (село все-таки чисто
якутское). На этот случай у нас есть переводчик, наш друг Бугаев.
Слепцов Саша, второй класс. «Моя, – говорит, – тема – история
строительства села… Вот видите, изучал и сделал макет поселка. Это
самое-самое старое здание. В сорок первом году дом построен. А вот
самый новый…»
Глава наслега Иннокентий Дмитриевич Колесов, для которого это
актуальная тема, перехватывает у Бугаева инициативу и пересказывает
мне, о чем говорит автор-второклассник. «Он говорит, у нас много воды.
Это правда. Строим, говорит, мосты постоянно – вот они на макете… Тут
электростанция стоит, обеспечивающая электросеть. А этот вот клуб в
двухтысячном построили. Фиолетовые дома, видите, все построены в
девяностые годы, а бежевые – в двухтысячные. Население оседлое, никто
не уезжает, и можно строиться».
Знакомимся с другими проектами.
Рада Татаринова, 4-й класс. Ее тема – традиционные и современные блюда.
Провела опрос в трех наслегах. «А как ты опрашивала?» – спрашиваю юного
социолога. «По телефону. По справочнику. Старожилов села спрашивала:
чем питались? В основном рыбой, молочными продуктами».
Девочка записала привычки долгожителей. 100-летний Белоногов Григорий
Николаевич невзирая на погоду, как только встает с постели – выходит на
улицу. Двигаться. Двигаться. Двигаться… Иван Михайлович Слепцов, 104
года, умывается первым дождем, энергии набирается. 90-летняя Анна
Афанасьевна Третьякова советует умываться талым снегом. И тоже
рекомендует постоянно двигаться, не сидеть сложа руки.
Информацию, полученную от долгожителей, ученица сравнила с
данными, полученными в результате опроса школьников из трех деревень.
«А ребята что любят есть?» – «Вот, – показывает она мне таблицу, –
«араас салат» – разные салаты – 15 человек, торт – 8, мясные продукты –
7, а рыбу… – всего один ребенок любит». Это в якутской-то деревне!
Проект Васи Гуляева, тоже четвероклассника, – изучение местных
насекомых. Еще один автор (обхожу всех, чтобы не обидеть), Петя из 7
класса, представил проект «Утилизация бытовых отходов». Бугаев спросил:
«Почему до сих пор с главой не встретился? Сходил бы к нему со своим
проектом». Тут как раз подошел глава. Смеются…
Зона покоя
Прежде чем перекусить в школьной столовой, немного истории.
Знатоки издавна считали колымскую рыбу лучшей в мире. На Средней Колыме
были известны стерлядь, осетр, нельма, чир, муксун, омуль, пелядь,
ленок, сиг, щука, карась, сельдь и прочее. Последний бедняк держал не
менее десяти сетей, а у богачей их было по пятьдесят, даже по сто – тем
и жили, вылавливая хорошим неводом до 250 пудов рыбы, пересказывал
бытописатель Сибири, ссыльный Вацлав Серошевский, рассказы колымских
якутов в 1880 году. Спустя век с лишним я смог убедиться в этом лично.
Мы подошли к накрытому столу – выставке рыбных блюд, которые готовят в
селе и школе. Я насчитал тридцать четыре блюда! Жаль, нет места
перечислять и описывать.
У девятиклассницы Лены Винокуровой я поучился колымскому и сватайскому
диалектам. Раньше я знал лишь одно слово, пришедшее с Колымы (его
упоминает Варлам Шаламов), – «шмон». Слово явно еврейского
происхождения, на иврите означает «восемь» (в восемь часов в лагерном
бараке устраивали проверку, шмон). Но благодаря ученице я услышал
другую колымскую речь. Научился колымским названиям местных трав, ягод,
рыб, птиц…
Это же целый мир – Колыма. Вот только как в нем жить, непонятно. Но
живут же люди. Воспитывают детей. Десятиклассник Коля Третьяков
рассказывает в своем проекте, как это происходит в летнем семейном
лагере, – существует такая необычная форма. «Все родственники
объединяются, – объясняет он, – собирают своих детей и отправляются в
поход. Разбивают лагерь…»
Собственно, лагерь – часть хозяйственного, жизненного цикла, в котором
участвуют дети наравне со взрослыми. В июне рассаживают овощи и
картофель. В июле работают на сенокосе. Строят дом. Ловят рыбу. Осенью
занимаются подледной рыбалкой. Зимой – фермерским хозяйством. Дети
заняты делом круглый год.
Мне показывают фотовыставку, представленную ребятами из этого семейного
лагеря. Снимки, сделанные во время экологической экспедиции: учитель с
ребятами едут на лодке по реке Алазее – в «зону покоя». «У нас такое
есть место в каждом наслеге. Это огромное озеро Баалыма – зона покоя.
Здесь селится дичь, рыба живет, размножается. Каждый наслег выбирает
такое место, далеко от поселка, чтобы не все туда добирались».
Сохранение куска природы в неприкосновенности. Вдумаемся: это не
государственный заповедник, в Средней Колыме в каждом селе сами люди
сохраняют какой-то кусочек природы – зону покоя – и охраняют его.
По-моему, это показатель высокого уровня развития сообщества, если оно
дозревает до такой философии, такого отношения к окружающему миру и
самим себе.
Везде что-то делают
Зашли в компьютерный класс. Не только школьники, но и бывшие
выпускники приходят сюда заниматься.
Несколько лет назад начали впервые сдавать ЕГЭ. По поводу него мнение
на Колыме такое. «С одной стороны, может, оно и хорошо, а с другой – мы
же очень отдаленно живем, а это не учитывается. Если бы было несколько
уровней…» Я спросил, не сужает ли ЕГЭ их творчество – у них же,
читатель уже понял, разнообразное творчество, исследования! «Сужает, –
ответили. – Мы загнаны под одну методику».
Еще есть комната, в которой ребята под руководством учителя вяжут
рыбачьи сети. Самодельный челнок для вязания сделан из велосипедного
насоса. Игла ручная. Сеть вяжут из конского волоса. «Сейчас готовые
появились, – говорит мне учитель-мастер, – а мы все равно самодельные
продолжаем делать, они для нашей местности больше подходят».
Ходим по классам и удивляемся. Везде что-то делают. Плетут корзины.
Изготавливают разные приспособления для охоты. Занимаются резьбой по
дереву – изящная стена в коридоре школы, раздевалка, столовая – все
сделано руками ребят и мастеров. Домохозяйка Дарья Прокопьевна
Тырылгина занимается с детьми изготовлением меховой одежды. Местная
жительница Мария Николаевна Сазонова учит ребят изготавливать чучела.
«Хотим создать при школе краеведческий музей», – говорит она.
И везде в школе что-то живое, полезное. Что вызывают сватайские
мастерские, кроме восхищения? Тут, если подумать, кладезь
педагогических идей. Реальный труд, который не заменишь никакими
профилями и уроками. Разнообразие деятельности, отражающее
разнообразие жизни. Вроде бы дополнительное образование, а на самом
деле – основное и главное…
И это не что-то из ряда вон, уникальное.
В срединной Якутии, в селе Баяга, где половина населения занимается
прикладным творчеством, появились школы народных мастеров, умельцев.
Дети пробуют себя в разном… И из этих проб с помощью сотрудничества
обычной школы и школ народных мастеров уже возникли служба такси,
маленькая гостиница, центр обучения ремеслам – то есть без всякого
государства, прямо на глазах вырастает нормальная инфраструктура
деревни!
Может быть, мастера (которых ищем повсюду днем с огнем) и есть то, за
что можно вытянуть гибнущую школу, разваливающуюся страну?
Якутия, в отличие от Средней России, своих мастеров в глубинке
сохранила.