ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Негосударственные вузы: альтернатива или копия?
Почему в России частные вузы стремятся во всем, кроме финансового контроля, стать как государственные
Система высшего
образования на повестке дня образовательного ведомства. То ли оптимизация,
то ли зачистка, то ли ребрендинг – но что-то идет, и тут оказывается,
что исследований в этой области предельно мало, а решения принимать
надо. В частности, по негосударственным вузам. Этой теме был посвящен
семинар Института развития образования в Высшей школе
экономики.
Все началось с казуса: Владимир Зернов, ректор Российского нового
университета, возглавляющий ассоциацию негосударственных вузов, к тому
же основной докладчик по теме, на семинар не пришел. Однако собравшиеся
эксперты от обсуждения не отказались.
Кратко – по ходу мыслей.
Анамнез
Международный опыт показывает, что негосударственные вузы
всегда возникают как реальная альтернатива государственным, с их
особыми, эксклюзивными услугами, со своей особой миссией, с идеей. Эти
вузы должны быть более подвижны, гибки, лояльны. За счет чуткости к
изменениям среды они более конкурентоспособны. Однако в России
негосударственный сектор эти специфические задачи, похоже, не потянул.
В России частные вузы стремятся во всем, кроме финансового контроля,
стать как государственные.
Виктор Болотов, вице-президент РАО: «Сначала, после перестройки,
государственные вузы стали набирать столько платников, сколько могли
вместить. От этого пострадало и качество, и бюджетникам стало сложнее
поступить. Но были внесены поправки к Закону «Об образовании», появился
запрет нарушать пропорцию набора на популярные тогда экономику,
юриспруденцию и менеджмент. И поскольку государственные вузы отныне не
имели права набирать много платников, то очень быстро прямо на площадях
государственного учреждения стали возникать первые негосударственные
вузы».
Предназначение
На Западе признают, что государственные и частные вузы
отличаются не столько тем, кто их финансирует и контролирует, главное –
они имеют принципиально разные задачи, отсюда разница в программах,
манере преподавания, в конечных результатах.
А что в России? Преподают в частных вузах те же профессора, что и в
государственных, – значит, по качеству отличий нет. По деньгам: за
учебу в государственном вузе порой платят больше, чем в
негосударственном. Многие государственные вузы получают финансирование
из частного сектора, при этом не меняя своего статуса. Тогда кто есть
кто?
Иван Павлюткин, кандидат социологических наук, сотрудник НИУ ВШЭ:
«Начнем с того, что крупные исследования негосударственных вузов
проводятся в основном западными учеными, они пишут о нас книги. Классик
темы Дэниэл Леви исследует наш негосударственный сектор образования уже
12 лет. Основываясь на результатах кейс-стади частных университетов,
можно считать: все они заняты поиском собственной легитимности. То есть
основанием собственной деятельности.
Главное основание – спрос. Спрос на образование в России сейчас
огромен: государственные вузы просто не смогут предоставить всем места.
Но есть и другое предназначение негосударственного вуза. Удовлетворение
спроса на специализированные, идейные учреждения – например, по таким
признакам, как конфессия или этническая группа. Наконец, спроса на
элитарность и уникальность образования.
А по факту, к сожалению, негосударственное образование у нас – это
обочина государственного: туда идут те, кто не требует от образования
чего-то особенного, даже наоборот – ничего не требует. Но все же были
названы и «идейные», несущие уникальную культурную миссию
негосударственные вузы, как, например, Санкт-Петербургский Европейский
университет или Московский Тихвинский.
Имидж
Напомним, исследований крайне мало, говорить приходится в
залоге «считается». Итак, считается, что у большинства
негосударственных вузов целевая аудитория не определена. Бытует мнение,
что все негосударственные вузы не блещут качеством. Считается, что в
России этот сектор не имеет общественной значимости.
Отчасти эти мифы можно развеять.
Во-первых, негосударственные вузы только на первый взгляд
немногочисленны и недостаточно влиятельны. Исаак Фрумин, руководитель
семинара: «Сейчас у нас есть порядка 500–600 негосударственных вузов,
этот сектор – значимый игрок в образовании. Есть такие регионы, где
вообще только негосударственные вузы и есть, а кое-где филиалы
государственных проигрывают им по рейтингу».
Во-вторых, этот сектор очень неоднороден. И учат везде по-разному.
Виктор Болотов: «Есть только один критерий для любого вуза – дают
образование или не дают. И иные негосударственные вузы дают много
больше, чем, к примеру, региональные филиалы государственных».
Настроения
Как бы то ни было, а в целом мнение экспертов по поводу
«частных» вузов не вполне оптимистично. Чувствуется: вузам отказывают в
позитивном самочувствии вне влияния государства.
Иван Павлюткин: «Наверное, есть десяток, а может быть больше, приличных
негосударственных вузов с хорошим брендом, им дают государственные
деньги, в том числе «Шанинка», выпускником которой я являюсь. Высшая
школа экономики тоже начиналась как негосударственный вуз.
Ну, и дальше: пусть они откроют все двери для публики, чтобы
посмотреть, «что происходит у вас внутри, каков процесс». Раз среди
негосударственных вузов есть столько недобросовестных, то надо чистить
ряды. Государство сделает это за вас, если сами не захотите.
…И вот сижу пишу, гадаю: дал ли слабину ректор Российского нового
университета Владимир Зернов, не явившийся с докладом на это
обсуждение, или наоборот – деловой человек, не стал время зря терять?
Ведь банально: если вуз существует, значит, это кому-нибудь нужно;
каждый выбирает сам и по себе; а идея именной, а не государственной
печати на дипломе любого вуза – вот уж «как на Западе» будет – даже не
обсуждалась.