УРОКИ БЕЗ ЗВОНКОВ
Шеф-повар из 7 «А»
В буднях школьного кафе пишется книга характеров и отношений
Как только дети оказываются в неформальном пространстве, то
есть не на уроке, не под надзором своих учителей, они сбрасывают с себя
образ ученика и становятся просто людьми, разными, сложными. Но и на
кружке, и в клубе, и в любом другом педагогическом проекте их развитие
продолжается. Правда, за счет других сил: общее дело, надежные
отношения.
Коротко и ясно на словах, а на деле любой проект – это кочки да овраги.
Дети подводят, забывают, интригуют, ленятся – да мало ли живых
проявлений, которые огорчают, обескураживают, а то и по-настоящему
злят. Тут подключается третья сила, терпение взрослого.
Едва ли не основная. Терпение как позиция: ты настолько владеешь
ситуацией и ее участниками, что тебе не составляет труда ее охватить,
принять и спокойно скорректировать. Без возмущений, нравоучений и
других излишеств.
Мастерство.
…Алиса сказала, что пришла заработать деньги на одежду –
«родители не будут больше покупать». Она никакой просьбы не слышит с
первого раза, даже объяснения, где что из кухонных предметов лежит, как
надо подготовить продукты. Много и торопливо говорит во время
приготовления еды, в ней раздражение от самого процесса делания блюд.
Ругань, направленная на салат.
Я пояснила, что пища от этого станет невкусной – тысяча объяснений,
почему она ругается, и дальше в том же духе.
Классный руководитель объяснила ситуацию: многодетная семья, четверо
детей, отец выгнал маму из дома. Мачеха родила пятого малыша. Алиса –
единственная девочка, вокруг братья. Не легче, но понятнее.
…Девочки из 8 класса пришли работать вместо заболевшей Алисы. Я
отказала им: они же не записались в кружок, хотя объявление висело
недели две.
– Мы не знали.
– Теперь знаете. Запишитесь. Будете в очереди на замещение работников.
Важно соблюдать договоренности, не размывать начальных условий.
Договор для всех старшеклассников одинаков:
1. Заяви о желании работать – запишись в кружок.
2. Подойди к педагогу. Обсуди условия и время работы, оплату, технику
безопасности, форму.
…Даша согласилась поработать в кафе вместо уехавших на
экскурсию восьмиклассников, постоянных работников. А около 16 часов
прибегает в слезах: «Мне звонила мама, ругала. Ждет меня дома».
– Ты маме говорила, что сегодня будешь работать в кафе?
– Нет. Мама велела немедленно идти домой. Папа взял трубку и наорал на
меня. Обидно. Я папе не могу ничего сказать, не могу с ним
договориться. Он меня убьет, если сейчас не вернусь.
– Мама волновалась, потому что ты ее не предупредила, что будешь
работать в кафе. С мамой договориться – это была твоя задача, а потом
уже соглашаться на работу. Сейчас ей можно сказать прямо: «Я виновата,
не предупредила, заставила тебя волноваться». Беги!
…Даша плакала: ей учительница по математике не отдала тетрадку
с зачетной работой.
– Будет звонить моим родителям, говорить о незачете. Меня будут ругать,
не пустят гулять в выходные. Я боюсь родителей.
Поплакала, взяла для моральной поддержки Катю и пошла за тетрадкой к
учительнице. Оказалось, та просто хотела лично отдать Даше тетрадь,
поздравить с четверкой. Сказать, что в следующий раз и пятерка может
получиться.
А позже говорю ей:
– Ты все время торопишься. Даже когда говоришь – тараторишь.
Попробуй сказать все то же самое, но певуче, медленно.
Первая реакция на мои замечания – быстрое объяснение, почему она так
быстро говорит. Я «сыграла», как Даша разговаривает. Она смеялась и
повторяла мои слова медленно, удерживая состояние певучего душевного
общения.
Еще Даша вмешивается в любой диалог. Прошу ее не откликаться на мои
обращения к другим ученикам. Не отвечать за других! Пока безуспешно.
…Ира, которая должна была работать по графику в этот день,
плохо себя чувствовала. Пришла одна Алиса.
– С кем же я буду работать? Я могу попросить своих одноклассниц.
– Не надо, рассмотрим вакансии. Уточним, кто может.
Свободна Настя из 9 класса.
– Я не смогу работать с Настей. Я с ней уже сталкивалась.
Договорились, что придет Алина.
– А ее я совсем не знаю.
– Надо научиться работать с разными людьми, а не только с
подружками-одноклассницами.
– Ира рассказывала, что в кафе новые правила: работникам больше нельзя
есть бесплатно макароны.
Пожалуй, впервые Алиса открыто уточнила правила.
…Обсуждается вопрос о форме. Иля и Алиса:
– Если мы готы, то нам нужна черная форма с надписями. А ваши фартуки –
это ужасно. Не для готов.
Я согласна на куски материи неопределенной формы, приколотые булавками,
лишь бы закрывали грудь и живот. Надписи пусть соответствуют атмосфере
кафе, приятному вкушению пищи. На головы можно повязать банданы.
– А Вике подойдет розовый фартучек, как у эмо.
Смех, вопли.
…Айка, Даша и Соня пришли около 16 часов.
– Это нечестно. Надо открывать кафе, а никого нет.
– Нас задержали.
– Я ждала, что вы предупредите. Настя уже начала работать – ходила в
магазин. Значит, сегодня ей и работать. Правда, мне еще нужен один
работник. Давайте тянуть жребий.
Айка отказалась, за ней и Соня. Ситуация разрешилась. Айка тут же
предложила на будущее работать командами: по двое через неделю.
Когда дети сами вынуждены решать возникающую проблему,
ответственность за решение ложится на них, а не на педагога.
…Учила Иру не бояться считать без калькулятора и сотового телефона.
Стояла рядом, предлагала записывать на листочке цифры с ценами и
складывать вначале такие цифры, чтобы получалось круглое число.
Я заранее предупреждала, что буду учить считать. Глаза расширились.
Страх, тревога. Страх ошибиться. Страх, что тобой недовольны взрослые.
Ожидание возможных наказаний.
…Сегодня дежурная команда не пришла. Пригласила Пашу помочь.
– Я ничего не умею.
– Работа самая простая – резать салат.
– Я даже этого не умею.
– Ничего, я тебя научу.
Паша справился.
Иля пришла за коробкой для крысы.
– У вас нет коробочки?
– Ты меня сегодня подвела, Иля.
– Я не смогла прийти.
– А предупредить могла? Я надеялась на вас. (Даю коробку.) Других ребят
не приглашала. Больше меня не подводите так.
– Хорошо.
…Кончился тертый сыр. Я попросила Илью потереть ручной
шинковкой. Настя в это время сидела в кафе как посетитель вместе с
мамой.
– А можно я потру?
– Да. Только вымой руки.
Ваня стоит у входа в кафе и держит в одной руке куртку, а в другой –
свернутые десятирублевые бумажки.
– Я ничего покупать не буду. Мне жалко тратить деньги.
Увидел, что Настя помогает, и тоже захотел.
– Я уже обещала Насте. Повесь куртку на вешалку и заходи.
Ваня грязными пальцами схватил тертый сыр прямо из цилиндра шинковки.
– Так нельзя, у тебя руки грязные.
– А я хочу тереть.
– Этим уже Настя занимается.
– Ну и что? Я тоже хочу.
– Настя первая попросила и помыла руки. Извини, в следующий раз.
– Я больше к вам не приду. А вы ведь психологом работали раньше в
начальной школе?
– Я и сейчас там работаю.
Ваня явно попытался напомнить, что меня «разжаловали» из психологов в
повара.
…Костя пришел отрабатывать стоимость очков. Деньги на новые
очки взяли из классных денег, так как у мамы совсем нет средств. Старые
очки разбились в драке с одноклассницей. Решили, что виноваты были обе
стороны. Поэтому половину суммы за новые очки выплатила девочка, за
вторую половину Косте придется мыть посуду.
А точнее – из позиции «тетенька, я больше не буду» он должен перейти в
новое состояние: брать на себя ответственность за последствия своих
действий.
…Настя громко и резко:
– Что еще будете заказывать?
Сколько раз я просила ее разговаривать с клиентами мягче. У нее не
получается. С ней много разговоров по поводу внешнего вида и длинных
волос. И по поводу ошибок.
– Это не я… Нет, это не я.
Она либо не помнит, что было час назад, либо поддерживает образ
«идеальной девушки», у которой не бывает ошибок.
…Артем мыл посуду:
– Я просто пришел помогать, даже не за деньги.
Пока девочки ели, по просьбе Артема я разрешила ему встать к стойке и
поработать. Много суеты, хаотичных метаний. Но задачу выполняет точно.
Вечером за Артемом пришла мама. Я похвалила упорство мальчика: он
единственный четвероклассник, которого я пустила работать в кафе, у нас
работают только с 7 класса.
Мама сказала, что дома Артем посуду не моет.
– Купите мне такое же средство и губку, и я буду мыть посуду дома.
– У нас есть такая же.
– Купите новые и скажите, что это для меня.
…Миша сказал, что, возможно, будет поступать в МАДИ.
– Почему? Ты в машинах разбираешься?
– Брат занимается ночными гонками без правил по Москве. Он даже выиграл
несколько машин.
Хочет быть похожим на брата?
…Пришел Даня, встал за моей спиной, когда я разговаривала с
Наташей о том, какие можно делать рулеты из армянского лаваша.
– Мне надо поговорить с вами как со взрослым человеком.
Рассказал, что хочет учиться на психолога для работы в МЧС. Говорю:
– По-моему, сейчас такие психологи востребованы, столько катастроф.
Наверное, стоит побольше узнать про эту специальность. Нужны особые
черты характера, способность действовать в стрессовой ситуации.
– Не в стрессовой, а в шоковой!
…Мальчики обжаривали овощи – готовили заправки для различных
блюд.
После помешивания сковородку накрыли крышкой.
– Это получится тушеная обжарка, а не жареная.
– Почему при обжаривании сковорода не накрывается крышкой?
– Получается другой вкус.
Предложила ребятам поэкспериментировать: часть курицы пожарить
на сковороде, вторую часть отварить, а потом обжарить.
– Вареная курица суховата.
– А если добавить обжаренные овощи?
Вкусный опыт, к которому можно вернуться, когда в голове только печаль
и никакой жизненной перспективы.