СТИЛЬ И УКЛАД
Главное правило для дома и для школы.
Из работ участников проекта
В этом году на заключительном этапе своего дня
четвероклассники, прожившие несколько часов в атмосфере сотрудничества,
взаимопомощи, поддержки, открытости, обсуждали в?группах ценности
своего дома.
Под домом понималась семья, тот близкий для ребенка мир, который его
окружает, и школа как наш общий дом. Сначала каждый описывал свой дом:
на крыше – главное правило жизни в доме, в основании (фундаменте) –
ключевая ценность, кирпичики – составные элементы.
В качестве главного правила большинство назвали Уважение. Чуть реже
встречались (по убыванию) Помощь, Поддержка, Забота, Любовь,
Взаимопонимание, Честность, Дружба, Доброта, Справедливость.
Крыши некоторых домов украшали правила для себя: слушаться маму и папу;
отвечать за себя, свои дела; быть рядом с близкими в радости и горе;
быть верными друг другу; иметь общие правила и нормы.
Важно, что лейтмотивом было обозначение семьи как целостной общности
детей и взрослых, опирающейся на любовь и заботу, умение сопереживать.
Эта же картина проявляется и в кирпичиках: «Дом – это место, где Я и
моя семья можем вспомнить много хорошего. Когда я прихожу домой, я
чувствую любовь». «Наш дом – это общие радости и переживания, то, что
мы делаем вместе своими руками. Для семьи очень важны общие дела и
праздники».
Удивительна глубина суждений ребят, их умение выделить главное,
существенное для жизни в семье. Фундаменты и кирпичики, из которых
школьники возводили свои дома, в большинстве своем затрагивают
человеческие ценности, лишь малая часть детей сделали основной акцент
на комфорте, чистоте и порядке в доме.
За индивидуальной работой участников следовала общая работа в группах,
где каждый (по желанию!) говорил о своем доме, затем разговор переходил
на школу: «Может ли школа быть нашим домом?», «Какая она, “школа –
дом”?»
Ребята были активными, открыто высказывали свое мнение. В обсуждении
вставали вопросы: чем отличаются и что есть общего у «школы – дома» и
«дома?– семьи»? могут ли в школе быть такие же отношения? может ли в
школе быть настоящая любовь? Четвероклассники удивили взрослых, сказав,
что главное в доме – это ответственность каждого.
По результатам обсуждения каждая малая группа делала свой проект «Школа
– наш дом» по той же модели: крыша, кирпичики, фундамент. И вот что
поставили ребята во главу угла и что заложили в фундамент школьного
здания.
Дом – 1. Правило: Один за всех, все за одного! Соблюдать уют!
Фундамент: Уважение.
Дом – 2. Правило: Уважай других – будут уважать тебя!
Фундамент: Любовь + развитие.
Дом – 3. Правило: Всегда помогать и уважать друг друга!
Фундамент: Дружба.
Дом – 4. Правило: Уважение Я другого. Фундамент: Осознание и
осмысление происходящего вокруг: в классе, в школе, в мире.