ВЗГЛЯД ВНУТРЬ СЕБЯ
Насколько мы способны понимать свои чувства?
Попробуем определить уровень эмоционального интеллекта
Какие только слова не подобраны для обозначения чуткости,
отзывчивости к другим людям и новым обстоятельствам: сензитивность,
восприимчивость, эмпатия, лабильность, а теперь вот – «эмоциональный
интеллект» в ходу. Понятно, что смена слов идет не от хорошей жизни,
просто обозначение приедается, но дело не продвигается. Тогда вводится
новое определение – и как с чистого листа: давайте учиться слушать
жизнь! Давайте понимать! Будем участвовать! Начнем с себя!
Методика определения уровня эмоционального интеллекта Нейла Холла
сегодня популярна в бизнес-тренингах. Ничто не мешает обратиться к ней
людям, имеющим отношение к детям, более того: кому как не им?
В нашем переложении опущена сама процедура тестирования (тест онлайн
каждый может пройти здесь: http://vsetesti.ru/29/), мы
формируем круг понятий, отражающий содержание представлений об
эмоциональном интеллекте. Это важно – поименовать качества. Тогда есть
что приложить к себе.
Далее – пять шкал и утверждения, ориентированные на высокую степень
согласия.
Шкала «Эмоциональная осведомленность». Для меня как
отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о
том, как поступать в жизни. Отрицательные эмоции помогают мне понять,
что я должен изменить в моей жизни. Я способен наблюдать изменение
своих чувств. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным
чувствам и разбираюсь, в чем проблема. Знание моих истинных чувств
важно для поддержания «хорошей формы». Люди, осознающие свои истинные
чувства, лучше управляют своей жизнью.
Шкала «Управление своими эмоциями». Я спокоен, когда испытываю
давление со стороны. Я слежу за тем, как я себя чувствую. После того
как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. Я способен быстро
успокоиться после неожиданного огорчения. Я могу отключиться от
переживания неприятностей.
Шкала «Самомотивация». Когда необходимо, я могу быть спокойным
и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных
эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. Я могу
заставить себя снова встать перед лицом препятствия. Я стараюсь
подходить творчески к жизненным проблемам. Я могу входить в состояние
спокойствия, готовности и сосредоточенности. Я могу отбросить
негативные чувства, когда необходимо действовать.
Шкала «Эмпатия». Я способен выслушивать проблемы других людей.
Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. Я хорошо понимаю
эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. Я хорошо могу
распознавать эмоции по выражению лица.
Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в
чем другие нуждаются. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
Шкала «Распознавание эмоций других людей». Я могу действовать
успокаивающе на других людей. Я адекватно реагирую на настроения,
побуждения и желания других людей. Люди считают меня хорошим знатоком
переживаний других людей. Я способен улучшить настроение других людей.
Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. Я
помогаю другим использовать их побуждения для достижения целей.