ВЗГЛЯД ВНУТРЬ СЕБЯ
Гений прочтения инструкций
Почему в ситуации, требующей проявления чувств, подростки нередко испытывают только одно – чувство?растерянности
Пока сама не столкнулась с?капитальной эмоциональной
непробиваемостью подростка, все разговоры о «других детях» казались мне
притянутыми за?уши. Как это – слышать, видеть и?не?понимать? Читать и
ничего не?чувствовать? Но на каникулах сестра (на?10?лет
младше) попросила меня позаниматься с ней литературой. Вообще-то у нее
одни пятерки за изложения и тестирования, а?вот с сочинениями беда:
помоги?написать…
Мимо ристалищ и капищ –
мимо
Что за ерунда? Мы стали читать нужную главу «Героя нашего
времени». Потом разговаривать: она все до деталей помнит, даже реплики
воспроизводит с феноменальной точностью. Но в теме сочинения – вопрос
«почему», и тут она плечами пожимает: не знаю. Почему герой так
поступает? – Понятия не имею. Что бы ты сделала на его месте? – Не
знаю. Он тебе вообще симпатичен? – А никто мне здесь не симпатичен.
И она не притворяется, она просто ничего не чувствует, не
переживает. И от меня отмахивается: давай по делу, мне надо пятерочное
сочинение написать. Дело дошло до ссоры. Моя сестра знает, что она
умная, гений прочтения инструкций к новым бытовым приборам, этикеток,
трудовых договоров. Действительно, отлично умеет фиксировать, но –
ничего через себя не пропуская. И ей досадно, что приходится выполнять
неконкретное задание: «Слушай, а учительница имеет право задавать нам
сочинение? Не знаешь, это есть в программе?»
Неприятный, конечно, ход. Но еще больше обидно, что нет
потребности высказаться. Я высказываюсь сама, она спрашивает, откуда я
все это взяла. Я говорю – из себя, но тут же понимаю, что лукавлю. Я
помню наши уроки, наш класс, нашу учительницу литературы, которая,
когда мы были маленькие, портреты писателей прикрепляла около двери на
стену очень низко, на уровне наших глаз, и портреты были не какие-то, а
молодые – хотя над доской висели классики в тяжелых рамах, несменяемые.
И все это – споры о героях, слезы о стихах – было каких-то 10 лет назад!
Иллюзия вместо дороги
Но я не думаю, что дело только в учителе. В последние 10 лет
дети глобально изменились, и хочется осознать это изменение. Они живут
под большими ограничениями и дома, и в школе. Сестру родители
контролируют на все сто, одна гулять она не выходит. Школа буквально
влезла в дом, учителя в интернете и в телефоне каждый день. Этого не
было, но теперь так живут все. Когда я пытаюсь говорить об этом с
другими родителями, все охотно вспоминают, как они много и интересно
гуляли одни во дворах, во что играли, но быстро добавляют: сейчас
страшно выпустить ребенка одного даже в магазин, кругом преступность.
Но и под присмотром многое стало нельзя. Лезть на дерево, заходить в
лужу, убегать вперед или в сторону на прогулке, а уж толкаться… Потому
что смелых родителей тут же осуждают другие, общество настроено на
контроль. И это может завести очень далеко.
Лучшие мамы в мире, лучшие учителя политкорректны, у них
всегда хорошие новости о ребенке. Их дети ничего не делают
самостоятельно, даже то, что вполне могли бы. Учить уроки,
интересоваться интересным, ходить в школу (она во дворе), готовить себе
еду, общаться с друзьями. Взрослые не хотят, чтобы дети смотрели в
окно, читали или смотрели что-то серьезное, потому что вдруг они
почувствуют страх, тревогу, не то подумают? Они их тренируют на
успешность, полагая, что навыки защитят от всего незнакомого и
неизвестного, уж точно – ограничат. И дети выполняют функции, не
представляя, кто они в целом. Этим объясняется их неумение
взаимодействовать «с чужими», коими представляются все, кроме узкого
семейного круга, куда ныне введены и учителя.
И литературные герои – чужие. Как исследовать незнакомую
жизнь, думать, как она устроена, если не приходилось глубоко вникать в
окружающий мир с раннего детства? Непонятно. Но как жить дальше, если
нюансы отношений, мотивировки поступков людей – земля незнаемая, опытом
не охваченная?
Мечты и чувства, в сотый раз
Этой зимой в Москве проводил воркшоп специалист из
Великобритании Тим Гилл (в рамках Урбанистического форума). Он изучает
поведение детей в повседневной среде, и тема «детского заточения» была
основной в его выступлении. Его спрашивали, есть ли статистические
данные по тому, какое количество старших подростков, не встречавшихся с
реальной жизнью в детстве, оказываются в рискованных ситуациях
(алкоголь, наркотики, криминал и пр.). Тим Гилл отвечал, что нет прямой
линии, все не так в лоб. Есть исследование, демонстрирующее, что детей,
которых чрезмерно опекают родители, не любят сверстники. Но в последние
2-3 года эта тема привлекла внимание психологов и социологов. Например,
уже доказано, что когда дети играют, они любят, чтобы было немножко
страшно, они специально ходят в темные места – практиковаться в том,
как нужно бояться, как чувствовать. Это ведь нормально для человека –
быть немного испуганными. И дети испытывают потребность тестировать
собственные эмоции, их нельзя лишать возможности делать это.
Но наши дети уже знают, что один на улице, в трамвае, в
магазине, даже один дома – это опасно, нельзя, запрещено. Что
самостоятельно что-то решать для себя – бессмысленно. Интересы, мнения
и философия родителей отражаются на их детях. Позиции родителей питает
общество.
Не пора ли остановиться? Тим Гилл предлагает напоминать
родителям: «Подумайте о том, где окажутся ваши дети, когда они
вырастут? Хотите ли вы, чтобы они имели базовое понимание того, что они
могут о себе позаботиться, что они могут быть активными, что они могут
контролировать свою жизнь и что мир – это удивительное место, полное
приключений и новых открытий? Или вы хотите, чтобы, когда ваш ребенок
вырастет, он чувствовал, что мир – это опасное, пугающее место, где
случаются только плохие вещи? Вот о чем надо подумать родителям».
Все-таки постижимо
Важный момент: Тим Гилл то и дело обращал сознание слушателей
в их детство: надо было не только вспомнить (место, игру), но и
рассказать тихонько соседу. Передать то есть и что-то получить взамен.
Открывалось доверие. Никто ничего не вещал. Так и с детьми надо: о
своем опыте.
– Как это – любить литературу? – удивляется сестра.
И я вспоминаю:
– Это с детства – когда я читаю, у меня в голове звучит
какой-нибудь приятный голос, который рассказывает мне сюжет. Сначала
так было только с обычными книгами, а собрания сочинений почему-то
молчали. Ужасно трудно читать молчащую книгу. Помню, «Отцов и детей» я
взяла в школьной библиотеке, несмотря на двенадцать огненно-красных
томов Тургенева дома. Потрепанную, рваненькую книгу с синими уголками
из изоленты. Ведь точно такая была у нашей учительницы, когда она
читала в классе отрывки вслух. И даже дома книга говорила мне ее
голосом.
– Хорошо тебе! – сестра задумывается.