На берегу графского пруда
Воспоминания о том, как класс и его учитель искали пути друг к другу
Это совершенно невероятный праздник, День встречи с
выпускниками. Школы продолжают его проводить, несмотря на все
прагматические установления нового времени.
Раз в году бывшие дети устремляются в свою школу, проводят часы
со своими учителями – в расспросах, воспоминаниях, признаниях. Зачем?
Для чего теперь-то?
И учителя волнуются накануне – хочется по-прежнему быть на высоте,
удержать роль значимого взрослого.
Что происходит? Откуда эта потребность возвращения в прошлое?
Глупо думать, что жизнь людей скучна и кроме школьного периода им и
вспомнить нечего. Или: из детства они так и не вышли. Особенно учителя
– из чужого детства.
Суть тоньше. Привязанность человека к школе, эта долго сплетавшаяся
нить отношений, не отмирает в нем по выходу из стен, не растворяется
бесследно. Так и в учителе – он не забывает и не отрезает внутренне
тех, кого учил, с кем возился, об кого бился – запечатлен каждый. Их
встреча после выпуска – свидетельство: это было.
Не формулы, оценки, аттестаты – у каждого были в школе жизненные
моменты, когда что-то открылось, или сломалось в тебе, или поразило. И
это так же дорого и важно, как и то, где это было, кто был рядом, какие
мы были.
Все это вспоминается ярко – даже если тогда яркость не ощущалась. Своя.
Твоего учителя. Самого события. И даже если ее не было – о, она должна
быть! Обязательно! В школе должно быть ярко и счастливо!
Не таков ли главный месседж вечеров встреч с выпускниками?
Как говорится, душа не лежала
К моменту своей встречи с новым классом я уже два года вела
уроки в старших классах и душой была с 10 «А». Я помогала их классной
руководительнице сочинять спектакли и капустники и ставить их на
школьной сцене. А к новым детям, как говорится, душа не лежала. Ну не
знала я, что мне с этой малышней делать!
Когда я увидела своих детей, то сразу поняла, что на
спокойную жизнь рассчитывать нечего. Энергия била из каждого в
отдельности и из всех вместе через край, глаза и уши вращались, замечая
и схватывая все вокруг, а руки все время что-нибудь откручивали,
разбирали, разрисовывали.
В начальной школе такие классы еще как-то держались диктаторскими
усилиями первой учительницы, а в среднем звене закручивать гайки было
некому, я тогда еще не научилась, да вообще – не научилась. Мальчишки
лупили друг друга, часто портили у девчонок вещи, те обзывались, все
дрались. Тем не менее через это неприглядное поведение было заметно их
общее желание в чем-то участвовать, болеть за успехи класса, у них и
вправду были удачи в художественной самодеятельности.
А моя личная проблема была в том, что мое сердце было в 10 «А».
Привязанность к классам, оказывается, невозможно дозировать, и хотя я
так думаю и теперь, но управлять своими педагогическими чувствами
пришлось научиться. Так что тогда пути друг к другу мне и детям еще
предстояло найти.
И мы искали, вот одна зарисовка…
Салтычиха и дети
…Было уже начало октября, а старинный парк стоял в полном
своем золотом великолепии. Но идти на экскурсию самая активная часть
моего класса отказалась – именно после разговора с ними о том, как
важно знать историю места, где живешь, сохранять и уважать исторические
памятники, знать, с чьими именами и какими событиями они связаны. И что
нам предоставляется возможность послушать экскурсовода…
– А че мы там не видели? Мы там сто раз были! Там дом старый,
развалины вокруг и яма…
– Не яма, а пещера!
– Здесь Салтычиха своих крестьян убивала!
– Нет, она их в пруду топила! Помещица злая, мне дедушка
рассказывал. Рядом поселок Салтыковка, значит, и Салтычиха здесь жила,
а пруд этот крепостные крестьяне для нее рыли, а потом она их в нем и
топила! Нечего туда ходить, там привидения.
В общем, уговаривать никого не стала, назавтра многие не пришли, но я
не огорчилась. Дорога наша лежала мимо полуразрушенного грота с тремя
выходами, и некоторые заглянули туда. Потом началась экскурсия. Все
оказалось гораздо интереснее, чем придумывалось и передавалось в
местных байках. Усадьба графа Разумовского, парковый комплекс с
каменным вариантом имения, с анфиладами, парадной лестницей к воде, с
двумя островами и мостиками и с тем самым романтическим гротом,
который, как оказалось, и был предназначен для игры в прятки и
свиданий. Раньше тут находился зверинец, от которого сохранился пруд с
остатками рва. А когда пришло время вопросов, прозвучало ожидаемое
мной:
– А где же Салтычиха людей убивала?
И тут, наконец, они узнали, что никакого отношения эта самая
Салтычиха к нашим Горенкам не имеет, что ее трагически знаменитое
имение находится на противоположном конце Москвы.
– А-а-а-а! Вот почему они не пошли на экскурсию! Врали!
Ничего, мы им сами покажем, когда гулять будем!
Но уходить не хотелось, мы поиграли в салочки на берегу
графского пруда, набегались как следует, весело повалялись в листьях!
На обратном пути говорят: «А давайте еще раз сюда придем!» Я пообещала,
что пойдем в 7 классе, когда будем изучать на уроках XVIII век русской
истории.
– У-у! Так это еще не скоро, мы все забудем, что сегодня нам
рассказывали!
– А я приду и запишу, не волнуйтесь, а через три года прочитаем про
сегодняшнюю экскурсию в нашей классной тетради.
…Я и правда записала тогда в нашей классной тетради эту первую
экскурсию, даже приклеила путевку.
Мы и в самом деле в седьмом классе приходили на остатки парадной
лестницы графских развалин, сидели на ступеньках, и я рассказала еще
раз историю нашего имения, конечно же с более подробными дополнениями.
На этот раз на графских развалинах был весь класс.