О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обзор педагогической печати
Как сделать родителей союзниками педагогов? Об этом
рассказывается в статье Е.Щербаковой «Момент истины» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ»,
№ 1 за 2013 год). Автор представляет читателям
подход педагогов школы № 2 поселка Большеречье
Омской области, где реализуется проект «Семья и школа: от диалога к
партнерству» Как видно из названия проекта, принципиальной
для большереченских педагогов является установка на диалог и
сотрудничество с семьей. На практике это означает особый стиль
взаимодействия с родителями, который ощущается в том числе в содержании
рекомендаций, разработанных для классных руководителей и
руководителей школьных служб. Цените время семьи, планируйте собрания
продолжительностью не более 40–45 минут. Оставляйте время для ответов
на вопросы. Помогайте родителям самим выйти на верное
решение. Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости
и чуткости…
Особое внимание в рекомендациях уделяется тому, что
ни в коем случае делать нельзя и что делать необходимо. К
примеру, нельзя: упрекать родителей; обещать им больше, чем можно
реально сделать; начинать родительское собрание, не сообщив о
выполнении решений предыдущего собрания; требовать помощи, участия, не
зная, как родители относятся к школе, классу, не зная о возможных
родительских инициативах. Необходимо, в частности: все виды планов и
программ составлять с участием родителей, а в определенных
случаях – детей; время от времени приглашать для родителей
консультантов по вопросам педагогики и психологии; проводить
родительское собрание в интересной форме.
В публикации С.Суматохина «Причины
рискованного поведения современных детей и подростков» («ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ», № 1 за 2013 год) анализируются факторы,
влияющие на возникновение у ребят опасных для здоровья
привычек и пристрастий. Автор отмечает, что, по данным исследований,
девушки часто объясняют использование психоактивных веществ внешними
причинами: желанием соответствовать принятым в молодежной
среде правилам. Юноши чаще говорят о мотивах, связанных с
внутренним состоянием: стремление испытать незнакомые
ощущения, снять напряжение, забыть о неприятностях. Это важно
учитывать в профилактической работе со школьниками. Для девушек особое
значение имеет развитие способности противостоять давлению
среды (готовность и умение отказаться от предложения, способность
различать ситуации, связанные с социальным манипулированием), а для
юношей – развитие навыков саморегуляции (умение анализировать
и контролировать свое настроение, умение справляться с негативными
эмоциями, сохранять самообладание в конфликтной ситуации).
Желательно также принимать в расчет представления детей и родителей о
том, кто должен заниматься просвещением в вопросах, касающихся
рискованного поведения. В частности, сферы интимных взаимоотношений. По
мнению большинства подростков (60,8%), о своем половом
просвещении и репродуктивном здоровье должны заботиться они сами.
Родители (80,3%) в свою очередь полагают, что
именно они должны заниматься половым воспитанием и просвещением
подростков, затем врачи (62,9%) и школа (41,7%). Вместе с тем
исследования показывают, что родители, как правило, очень неуверенно
чувствуют себя в роли просветителей и нуждаются в помощи специалистов
для бесед с детьми. Что же касается врачей, то лишь половина опрошенных
участковых педиатров считают половое воспитание детей и
подростков своей задачей.
Очевидно, что в современном мире необходимо уметь работать с
большими объемами информации. О способах развития этой
способности у школьников идет разговор в статье Г.Мовчан «Формирование у учащихся навыков
самоорганизации учебной деятельности» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 1
за 2013 год). Автор описывает методы и приемы,
позволяющие научить детей не теряться в информационном «море»,
превратить текст в небольшой опорный конспект, сформировать навыки
самоконтроля и другие умения… К примеру, чтобы
ребята учились самостоятельно оценивать свою работу, можно
использовать следующий подход. Оценку выставляют
по сумме баллов, которую ученики набрали в течение всего урока на
каждом этапе работы. При этом они знают, во сколько баллов
оценивается всякое успешное действие: правильный ответ на
вопрос, устный счет, самостоятельно составленный вопрос к
учебному тексту, приведенный пример, решенная задача. Эти баллы каждый
ученик выставляет на полях в тетради, а затем подсчитывает их
по определенному алгоритму и получает оценку.