Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ


Калинина Светлана

Пролог к учебной самостоятельности

Из опыта работы учителя, использующего принципы деятельностного подхода

Осваивая в рамках пилотного проекта системно-деятельностный подход, учителя начальной школы, естественно, сталкиваются с новыми педагогическими задачами. В первую очередь – развивать у детей способность к организации собственной деятельности. Очевидно, для этого нужны особые условия. Особые учебные ситуации в классе.

Какие метапредметные умения и навыки можно и нужно развивать у детей в первом классе, в тот период, когда они учатся читать? Например, первичные навыки работы с информацией. И это будет не осложнять процесс понимания, а наоборот, упрощать его. Пусть дети с самого начала привыкают к мысли о том, что информацию можно получать из разных источников, комбинировать, достраивать свое понимание. Став постарше, они научатся привлекать разные доступные ресурсы. А пока можно подкреплять чтение (еще неуверенное, требующее большого напряжения) работой с иллюстрациями. Я специально подготавливаю сказки и рассказы с такими картинками, которые интересно обсуждать.
Мы рассматриваем каждый элемент одного предмета, если это предметная картинка, и каждый предмет, если это сюжетная картинка. Я обращаю внимание ребят на все детали по частям и задаю вопросы в определенном порядке, начиная с общих, постепенно переходя к мелким, малозаметным деталям. Чтобы не разрушалась целостность восприятия, я обращаю их внимание на общий замысел сюжета и тоже задаю соответствующие вопросы.
Такое обсуждение становится хорошим прологом к чтению текста, мотивирует ребенка, подготавливает его к общению с книжкой, оживляет в памяти нужные слова, словосочетания и пусть небольшой, но свой собственный опыт, касающийся того, о чем пойдет речь в тексте.
Опыт, поиск логических связей, проживание процесса узнавания – главная составная часть урока. И это принципиальное отличие от традиционного метода преподавания. Еще несколько лет назад учитель сообщал детям, что «жи» и «ши» пишутся с буквой «и», давал соответствующие упражнения и проверял, как усвоено правило.
Но если мы хотим, чтобы ребенок не получал, а активно приобретал новое знание, нужно дать ему возможность самому сделать вывод. Учитель предлагает, например, проанализировать массив слов на соответствующее правило, чтобы ребенок мог наблюдать, строить предположения, ошибаться. А педагог лишь помогает ему, сопровождает на этом пути.
При этом важно вовремя предложить детям разные формы работы с материалом, чтобы каждый мог выбрать что-то для себя. Кому-то удобно работать в вербальной сфере, другим нужна таблица, третьи предпочитают нарисовать схему. С этой же целью нужно предоставлять возможность посовещаться в парах, в группах. Но надо помнить, что необходимость доказывать свою позицию, вести диалог поначалу может привести первоклассников в растерянность. Они пока не умеют этого, стесняются.
Подобные подходы к обучению трудны не только для учителей с опытом преподавания в традиционной школе, но и для родителей, которые в ней учились. Они боятся новых подходов, не понимают, какие навыки требует школа помимо предметных. Те, кто готов помогать ребенку дома с заданиями, знают из собственного опыта только несколько форм: письмо под диктовку, списывание текста. Поэтому с родителями нужно проводить беседы, консультировать их. Как правило, родители после нескольких подобных встреч понимают суть новых требований, просят задания нового типа и начинают интересоваться тем, как правильно помогать ребенку дома.

Рейтинг@Mail.ru