На что же все-таки ориентирована система образования?
Расхождения между декларациями о свободе учителя и школьной жизнью становятся все более глубокими
Уже к середине февраля нам обещают «рамочный вариант»
профессионального стандарта – так договорились на январском заседании
Общественного совета МОН. На этот раз оно было открытым,
участвовали учителя, которые говорили о недостаточной практической
подготовке педагогов. В изменившихся условиях некоторые не умеют
разговаривать с детьми, создать элементарные условия, чтобы сеять
разумное, а то и вовсе боятся в класс войти. Но точно ли
проблема непрофессионализма – недостаток педагогической
техники?
Инициативы – мешают...
«– Вы уже писали отчет в этом году?
– Да, и не один.
– Как часто требовались отчеты в последние полгода?
– Еженедельно.
– Перешли ли вы на ЭЖ?
– Да, но вместе с бумажным.
– Заметили ли вы сокращение бюрократического давления на вас лично?
– Нет, даже увеличилось».
Это преобладающие ответы учителей на анкету дебатов «Свобода
от звонка до звонка», которые прошли на сайте http://pedsovet.org
18–19 января. Оттуда же: насколько поощряется ваша инициатива?
Большинство отвечают: лишь отдельные инициативы. А четверти ответивших
их инициативы сильно мешают.
Следующее: вопросов было предложено много, в том числе интригующая
формулировка «свободная творческая профессия учитель», а еще «свобода и
выбор», «насколько правомерно вмешательство контролирующих органов в
работу педагога» и другие. Однако ажиотажный интерес вызвала ветка
«Бумажкам нет – 2» – там половина всех высказываний и большинство
просмотров. Не «общие разговоры» про выбор и обуздание контроля.
Свобода повисает в воздухе
Но пишут и про выбор как условие свободы. В школе это вещь
декларативная. Назначают программы, учебники, интернет-ресурсы. Даже из
федеральных списков выбрать нельзя. Единообразные формы написания
планов. Сроки само собой – некоторым планы на следующий год сдать нужно
не то что в августе, а уже вот – в апреле.
Притом тасуют классы: «В силу каких-то причин забирают у одного учителя
и передают их другому, объясняя это производственной необходимостью».
«Аттестация ставит учителя в рабскую зависимость. Год аттестации –
черный год. А теперь, говорят, будет ежегодная?»
«Институт развития образования превратился в институт репрессий
образования. Нам даже не разрешают проводить семинары – а вот
помучайтесь перед аттестацией. Один человек из ИРО и отвечает за
аттестацию учителя, и составляет муниципальный этап олимпиады, и
проводит региональный этап, и возглавляет комиссию по проверке части С
на ЕГЭ – то есть все учителя-предметники у этого человека в кулаке».
И другие пишут: «Что может быть враждебнее свободе, чем вызревшая в
образовательной практике триада: ложь, нищета, беззаконие?»
Дело доходит и до обобщений: «Свобода школы, учителя, ученика повисает
в воздухе, потому что образовательная политика не ориентирована на
ценности свободы».
В корне верно: дух не тот. Не только у политики образования, а вообще в
обществе. И люди пускаются в демагогию: свобода учителю не нужна, чем
он мастеровитее, тем меньше отвлекается на досужие разговоры, тем
больше от него толку; нельзя делать то, что приходит в голову
отдельному человеку, нужно согласовывать.
И даже это: «Контролирующим органам виднее, они подскажут, что у нас не
так, а мы – тоннельные люди».
Обойдемся без оценок: каждый думает, как он думает, и материалы дебатов
описывают реальную панораму умонастроений. Но вперед.
Не обсуждаем? А зря
Особая статья – людей вынуждают вести «двойную бухгалтерию». С
введением ЭЖ учитель ведет уже три журнала, третий для себя, чтобы
понимать реальность. С введением НСОТ – свой учет баллов, чтобы не
обнесли стимулирующими. Отчеты часто приходится писать фальшивые, о
небывшем.
«О нашей двойной бухгалтерии знают и школьная администрация, и другие
проверяющие инстанции, и любого специалиста можно поставить на место,
указав на его слабые стороны. Это главное средство управления
учителями».
Тут, собственно, узел. Повязать всех враньем и на страхе «разоблачения»
строить управление. Один учитель привел на дебатах метафору: это как
посадили нас в старенькую «Оку» и потребовали результатов «Мерседеса».
Под страхом увольнения. Машина едет как может, а по отчетам –
мерседесные достижения, и этого чиновникам достаточно.
В жизни – оно больно. Взять хоть борьбу за доведение зарплаты учителя
до средних показателей по региону. Не выходит – а надо. «ПС» уже
описывало механизмы, по которым удается на сайтах школ публиковать
«правильные» суммы, а в кошельки учителей отгружать значительно
меньшие. Чиновник из Москвы смотрит на эту «полную прозрачность» и спит
спокойно, тогда как на учителя из глубинки, возроптавшего против
выплаты «дани» из официальной зарплаты, подается иск в суд «за
клевету». И коллеги – только что вместе возмущались – затихают.
Полезный циркуляр
В дебатах принял участие всеми любимый Анатолий Гин. Как
всегда, был точен: полная регламентация деятельности учителя – тупик.
Если так происходит, надо противиться. И привел исторический документ,
Циркуляр морского ведомства за 1910 год: «Никакая инструкция не может
предусмотреть всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все
возможные случаи и дать вперед все соответствующие указания. А поэтому
господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями
своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания
своего назначения».
Не в этом ли профессионализм, господа педагогические инженеры?