Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «ТОП-100»


Дежуров Арсений

Список со Старой площади

Стоит ли удивляться, что новая детская литература в него не попала?

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению, вызвал широкий общественный отклик, в том числе Российского книжного сообщества, СМИ, региональных изданий, а также в социальных сетях интернета. И все же, хотя обсуждение закончено, значительный круг вопросов так и не получил ответа.


Непонятен основополагающий принцип, проясняющий структуру и наполнение списка. Хорошие книги? Хороших книг больше сотни – ненамного, но больше. Нужные книги? Сердце подсказывает, что книга нам очень нужна, мы без нее пропадем. Но глаза видят обратное – потребность в книге становится все меньше. Так что лучше избегать этого скользкого слова «нужная», чтобы не попасть в неловкое положение у одра умирающей литературы.
Сколь бы долго ни велась работа над списком, какие бы силы и массы ни были привлечены к обсуждению, он остался в целом тем же, что был и 20 лет назад. Невольно возникает ощущение, что он составлялся по старой памяти, без учета новейших достижений литературы.
Почти полное отсутствие в списке рекомендуемой литературы современных авторов наводит на мысль, что среди ныне здравствующих писателей не нашлось никого, чью книгу можно было бы порекомендовать к прочтению.
И это при том, что с 1992 года присуждается Государственная премия в области литературы и искусства, с 1995-го по 2005-й – Пушкинская премия, наконец, с 1998-го – Государственная премия за произведения для детей и юношества, учрежденная президентом. Заметьте, это только государственные премии, без учета других...
Теперь список в том виде, какой ему придала администрация президента, приобрел значение канона, и даже перечень экзотических эпосов (ребенку обычно тяжело пробиться сквозь древний текст) составит круг настоятельно рекомендованного чтения современного подростка.
В резолюции форума значится: «Важно обеспечить доступность всех произведений списка для читателей, в том числе использованием образовательных ресурсов сети Интернет». Несомненно, этот пункт окажется очень важным, и кому-то в чистой кабинетной тиши будут даны деньги на осуществление задумки, в то время как все тексты списка уже наличествуют в Сети в открытом доступе электронных библиотек.
Теперь остается ждать, когда будет прояснено слово «рекомендованный». Рекомендованный «между делом», «настоятельно», «в обязательном порядке», «под страхом казни» или еще как. Иными словами, к чему обязывают учителя эти рекомендации в области внеклассного чтения – сулят ли они серьезные изменения в работе или являются одной из форм творческого самовыражения высшего начальства, удаленного от проблем среднего образования в России.

Рейтинг@Mail.ru