ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ «ТОП-100»
«По каждому фильму министерство окажет помощь»
Школам передан перечень неотложного кино
Как известно, представления об образовании в последнее время
сильно упростились, чему свидетельство – составление списков на знания.
Новое поветрие. Опубликован список книг, которые рекомендовано прочесть
каждому: http://минобрнауки.рф/документы/2977,
и сами собой напрашиваются списки ста формул, например, по математике
или ста естественно-научных законов. Ну, чтоб «все под контролем». 17
января прошла пресс-конференция министра образования и науки Дмитрия
Ливанова и министра культуры Владимира Мединского, посвященная планам
введения в школах факультативного кинокурса «100 лучших фильмов»,
ловите: http://www.mkrf.ru/press-tsentr/novosti/spisok.php
«Аватары» нашего детства
Такую метафору подобрал министр культуры Мединский к
представленному списку. Действо состояло в публичной передаче списка
одних специалистов другим. Министерство культуры сделало свою работу,
откликнувшись на призыв Никиты Михалкова изучать кино в школе. Список
составлен с привлечением ведущих специалистов киноискусства, а также с
учетом мнения граждан нашей страны: на сайт Министерства культуры
поступило более 40 000 предложений. Владимир Мединский сразу
оговорился: сюда вошли только отечественные шедевры, а «иностранное
кино» еще ждет своего часа. Дело тормозит в том числе покупка авторских
прав.
Но ждет своего часа и внедрение курса в школы. В каком залоге пойдет
процесс? Во-первых, министр Ливанов назвал идею кинокурса интересной и
важной. Интересной – потому что кино как эмоциональный вид искусства
может сообщать о важном более непосредственно. А важно сегодня как раз
налаживание культурных межпоколенческих связей и межнациональных
отношений. Разрывы на этих линиях очень глубокие и ни к чему хорошему
не ведут.
Вторая установка – надо хорошенько подумать о наполнении интереса, а
значит, решить ряд вопросов.
Кто, где, когда?
Первый вопрос, конечно, кто будет вести. По мнению Ливанова,
не обязательно учителя-гуманитарии, но обязательно – люди,
неравнодушные к кино. Министерство обещает подготовку и переподготовку
учителей. Хотя министр обозначил и самое очевидное применение курса:
киноиллюстрации для тем по истории и литературе. Однако это и без
данного проекта делается. Обсуждать же с детьми кино как кино – дело
ответственное и непростое даже для специалиста в этой области. Дети
могут не видеть «очевидного», не понимать «элементарного», не знать
«всем известного» – вообще видеть не так, как задумывали авторы, и не
то, что видели современники. И так мы рискуем попасть в те же ловушки
бездиалоговости, которыми уставлено преподавание всего и вся в нашей
школе: ты не понимаешь – слушай меня, повторяй за мной.
Не случайно журналисты спрашивали, насколько курс будет добровольным и
свободным: ведь сейчас же напишут «примерную программу» в
хронологической последовательности, ведь «курс» же! Министр уверял, что
никаких зачетов и никакой принудительности не будет. Но тогда каким же
потенциалом должен обладать ведущий, чтобы дети шли «просто так»? Ответ
Дмитрия Ливанова точен: «Надо сделать курс интересным для учителя!» Но
насколько это реально?
По поводу «где?» школам обещают дополнительное техническое оснащение.
Кинозалы. Другое дело – «когда?». Фильм идет полтора часа, он должен
быть грамотно предварен, потом обсужден. Это какие-то вечера или
выходные? Как часто возможно?
«Не обязательно все, не
обязательно подробно»
Министры подчеркивали: главное – чувство сопричастности,
преодоление разрывов. Ни о чем практическом они пока не думали: мы на
старте. Пока даже работа в фокус-группах не начиналась. Хотя кинокурс –
дело ближайшего будущего, нового учебного года.
Но министр Ливанов обещал: учет возрастных ограничений будет
(представить только: «Покаяние» Абуладзе – жесткий фильм), то есть это
будет не факультатив для 6–7 классов, как предлагал Михалков, а для
школьников всех возрастов. «По каждому фильму педагогами и психологами
будут выработаны рекомендации, министерство окажет помощь», – говорил
Дмитрий Ливанов.
Будем надеяться, что министерская помощь не станет еще одной головной
болью для школы, что со школы спросят именно в залоге интереса, а не
обязаловки, что детям будет действительно интересно говорить про кино,
которое они посмотрели, а не отвечать по краткому содержанию из
«Кинопоиска».
В заключение министры обменялись ностальгическими киновпечатлениями
своего школьного детства. В продвинутой школе Дмитрия Ливанова был
киноклуб, где смотрели и обсуждали картины итальянских неореалистов, а
еще его поразил Тарковский. Ну а Владимир Мединский ходил с классом на
фильм «Чучело» («за свои деньги» – подчеркнул), и потом состоялось
незабываемое обсуждение.