КРУГ ВОПРОСОВ
Отбор детей в школу: почему так быстро находятся аргументы «за»?
Отбор детей в школы Игорь Реморенко, замминистра образования и
науки, назвал «сюжетом, который требует регламентации». Он призвал
профессиональное сообщество продумать те нормы порядка приема детей,
которые нужны людям, чтобы их утвердить.
Как ни странно, позиция «сортировать детей – стыдно; отбирать у ребенка
шанс – нечестно» не нашла широкого отклика в среде
педагогов-профессионалов. Любопытны обоснования.
Первое: жизнь так устроена, нас всех и всюду отбирают,
конкуренцию не обойти, пусть привыкают. Конкуренция – условие развития.
Но рассуждать так – пренебрегать природой детства, переносить
«наработки» взрослой, зрелой, ответственной жизни на детей.
Настораживает и легкость, с которой употребляются слова «школа-гетто»,
«апартеид».
Второе. Всех всему все равно не научишь. А чтобы максимально
эффективно выучить достойных, нужны хорошие учителя, которые любят
учить именно мотивированных детей. Так что отбор детей – это
возможность привлечения в школу сильных педагогов хорошими условиями
труда. Но подумаем: то немотивированное большинство детей, которое в
школьные годы было лишено встречи с мотивированным интересным учителем,
и впредь будет тем, чем было, – балластом. И после школы им уж точно не
поможешь. А жить они будут рядом.
Третье. Как это – школа, педагог не могут выбрать себе
учеников? Они же столько труда вложили, чтобы быть хорошими,
престижными, продвинутыми! А награда – кто попало, с улицы? Но тут уже
в пору ставить вопрос о профессиональной этике: вместо нее развилась
непомерная гордыня. Если вы не балет, не спорт, не музыка, не физмат,
не ВХУТЕМАС, а государственная общеобразовательная школа – учите!
Четвертое. Отбор – эффективный стимул стремиться,
преодолевать. Ребенок имеет цель, работает на нее, как следствие –
больше ценит предоставленные возможности. Тут надо привести некоторые
данные. Во-первых, лишь 7% из нас чувствуют себя комфортно в
конкурентной среде. Во-вторых, не факт, что, пробившись по конкурсу в
престижную гимназию, ребенок обретет там нечто прекрасное, уровень
знаний хотя бы: 40% гимназий страны в 2012 году показали результаты ЕГЭ
ниже, чем обычные школы.
Очевидно: в массовом обиходе отбор детей – это обеспечение
покоя и благополучия учебного заведения. Отбор детей не должен
становиться правовой нормой для государственных общеобразовательных
школ.