КРУГ ВОПРОСОВ
Девять мифов о спецшколах
Зная, насколько они распространены в общественном сознании, управленцы используют их для объяснения своих действий и решений. Поэтому сейчас особенно важно эти мифы перечислить
По замыслу архитекторов реформы образования управление сетью
школ станет качественнее, если сами школы (элементы сети) станут
однородными и понятными (уму управленца). Как теперь говорится, «прозрачными»
– начиная от наименований, заканчивая финансированием. Пусть все школы
наденут единую форму и единообразно причешутся. Правда, оговариваются,
что по закону у школы есть такая и сякая самостоятельность, но – «в
рамках норматива». То есть хотите программы повышенного уровня вести –
валяйте. И мы, может быть, их профинансируем. Но пока это никто
не успел попробовать, и люди в растерянности.
1. Элитная школа – закрытая: «у профессора свои внуки подрастают».
Школы для детей с широкими познавательными потребностями, нестандартно
мыслящими, способными к высокой интеллектуальной нагрузке, должны
существовать, а существовать они могут только как открытые: учителя
таких школ крайне заинтересованы в том, чтобы деньги и статус родителей
не влияли на поступление ребенка в школу.
2. В эти школы учеников отбирают. Это несправедливо. Для
комфортной учебы в школе повышенного уровня нужны определенные
качества, этим обусловлена необходимость отбора. Готовность и
способность к интеллектуальным нагрузкам – удел не каждого, и в этом
нет ничего дискриминационного, как в поощрении предрасположенности
человека к музыке, живописи, хореографии. Каждому непредвзятому
человеку очевидно, что есть дети, желающие посвящать десятки часов в
неделю изучению математики, а есть с трудом одолевающие обычный курс.
Заведомо ложное предположение: все способны ко всему, всем необходимо
все.
3. В спецшколах учатся дети богатых, а они и так не
пропадут. На самом деле социальный состав таких школ очень
пестрый. В одном классе школы «Интеллектуал» учатся несколько детей из
многодетных семей, из семьи без кормильца, где мама работает в
государственном детском учреждении; несколько детей из неполных семей
самого разного достатка – дети из семей рядовых врачей, учителей,
вузовских преподавателей, но и успешных бизнесменов и
высокооплачиваемых специалистов. Все они тесно общаются, что вряд ли
могло бы произойти где-то еще. Школа выполняет роль социального лифта,
правда, нужны усилия, чтобы в нее попасть и учиться. Однако введение
платы за обучение станет для многих катастрофой.
4. В спецшколах учиться легче, там лучшие преподаватели.
Достаточно посмотреть на расписание: в спецшколах большая нагрузка,
углубления, дополнительные предметы, спецкурсы, проектные работы.
Учиться сложно! Но сильным детям как раз и интересно то, что сложно.
Однако реформаторы теперь предлагают брать деньги за занятия сверх
минимума. Идея странная: человек работает сверхурочно да еще за это
приплачивает.
5. Учителя спецшкол в выгодном положении: умные дети сами
всему учатся. Во-первых, учитель и здесь вынужден учитывать способности
и возможности детей, работать «в зоне ближайшего развития». Держать в
тонусе сильных учеников непросто, стандартным учебником и задачником не
обойтись. Во-вторых, дети здесь критичны, они не станут слушать того,
кто не завоевал у них доверие и авторитет. Тут дети не рады, что тема
простая и все делается по алгоритму, они ноют: «Скучно, давайте
порешаем что-нибудь интересное». Их необходимо убеждать, что понять –
мало, нужна отработка навыка. Кто сталкивался с одаренными, знает, как
они терпеть не могут рутину.
6. Умные дети и в обычной школе не потеряются. Недаром
существует целый раздел – психология одаренности. Выделено несколько
видов одаренности. Учениками спецшкол становятся те, кто обладает
академической, интеллектуальной или креативной одаренностью. Деление,
конечно, условное, и в одном ребенке могут сочетаться разные типы.
Академически одаренные любят и умеют учиться, это школьные отличники,
которых обычно все и представляют при словах «одаренный ребенок». Они
действительно успешны в массовой школе, но знаний и общения с яркими
сверстниками недополучат. А вот детям с двумя другими типами
одаренности в обычной школе приходится туго, и сами они для школы не
подарок. Интеллектуально одаренные любят работать самостоятельно: сами
читают сложную литературу, демонстрируют независимость мышления, а
успеваемость у них может быть любая, от отличников до троечников. При
работе с ними учитель должен быть очень компетентен и внимателен.
Творчески одаренные и вовсе нестандартны: не умеют отсчитывать нужное
число клеточек в тетради, не любят действовать по шаблону и, как
правило, плохо социализированы. «Интеллектуалов» и «креативных» редко
любят учителя: они перебивают, задают «свои дурацкие вопросы», не к
месту тянут руку, отвлекаются, читают под партой книжки. Обычный класс
их держит на роли клоунов. Не случайно по классификации Всемирной
организации здравоохранения одаренные дети относятся к группе риска. А
в специальных школах нестандартные школьники расцветают, находят круг
общения и единомышленников, даже если одаренность не идет об руку с
успешностью, так тоже бывает.
7. Спецшколы отбирают деньги у обычных школ. Важно понимать,
что спецшколы получали до недавнего времени большие деньги по сравнению
с обычными, потому что делали дополнительную работу. В спецшколах шире
учебный план, есть дополнительные часы на профильное обучение,
спецкурсы, кружки, малые группы. Вся эта работа оплачивалась на тех же
основаниях, что и во всех школах, просто ее делалось больше. В чем
несправедливость? Кто больше работает, больше и получает. Ну хорошо,
прикинем на примере Москвы: что будет, если забрать у спецшкол лишние
деньги и распределить между всеми. Здесь около ста лицеев и гимназий, а
всего школ – около двух тысяч (было до слияния). В среднем спецшколы
получали вдвое больше, чем обычные, в расчете на школьника. Отбираем
эти деньги, получаем 100 средних финансирований одной школы. Делим на
2000 школ, получаем повышение на 5% (или даже меньше, ведь
специализированные школы малочисленнее массовых). Ощутимо? Можно
вследствие этого ожидать резкого повышения качества во всех школах? А
вот спецшколы погибнут!
8. Несправедливо, когда на обучение одного ребенка выделяют
денег больше, чем на другого. Действительно: налоги платят все, а один
ребенок получает от государства больше, чем другой. Но ведь и налоги мы
платим разные. И дети разные. Для одного учеба – тоска смертная, для
другого – основная радость в жизни. Как уравнять? Учить обоих одинаково
много или одинаково мало – верный способ загубить одного из двух. Дать
обоим поровну – верный способ слегка прижать обоих. Но если школы
разные, этот вопрос решается: кто в спортивную школу, кто в
математическую. Ведь так система и работала. Вдруг говорят: нет, все
школы должны быть одинаковы. Но ведь все равно не получится: норма
финансирования зависит от региона; средства, дошедшие до школы, идут не
на конкретного ребенка, а попадают в общий котел этой школы; а часы
сверх нормы, если они определены, одни дети будут получать, а другие
нет. Как ни кинь, а вместо справедливости все равно компот, в котором
неизвестно что плавает.
9. Школы для умных стране вообще не нужны. Как минимум
спецшколы нужны тем детям, которые в обычной школе недополучают знания
или страдают из-за неадекватной оценки своей личности. Они нужны
школьникам всей России, которые обучаются в наших заочных школах,
летних школах, школьных научных экспедициях, олимпиадах, открытых
научных конференциях и конкурсах проектов – все это приходит в массовое
образование из школ для умных, где есть специалисты, которые умеют это
организовывать на достаточно высоком уровне. Наша школа-интернат
«Интеллектуал» является таким ресурсным центром, для многих детей из
провинции это возможность приобщиться к миру науки. Так, дети сельских
и поселковых школ Кировской области пять раз становились победителями
конференции «Вышгород» с проектами по краеведению, для чего они учились
работать в архивах, в экспедициях.
Странно, что это не нужно государству. Сильные университеты
очень заинтересованы в выпускниках спецшкол, они известны, давно нашли
свою нишу и вносят серьезный вклад в раннее воспитание
научно-технической элиты. Однако сейчас, после введения
нормативно-подушевого финансирования, они получают не повышенное, а в
силу своей малочисленности – пониженное финансирование. Причем нигде не
говорится, что качество работы спецшкол не удовлетворяет,
содержательных претензий к ним нет. Что происходит, господа? «Работает
– не чини!»