ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПРИНЯТ". ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Арифметические парадоксы НСОТ
Экономические инструменты выбраны такие, что они приводят к результатам прямо противоположным желаемым
Разработчики новой
системы оплаты труда учителей утверждают, что введение этой системы
должно способствовать более справедливой оплате труда педагогов, а
также поощрению квалифицированно и активно работающих учителей. Цель
данной заметки – показать на конкретных цифрах, что это неверно.
Утверждение 1. Чем выше квалификация педагогов школы, тем
меньше
базовая часть зарплаты у молодого специалиста в данной школе. Для
лучшего понимания ситуации мы не будем писать общие формулы вычисления
базовой части зарплаты, а рассмотрим следующую модель школы.
Модель.
В школе 10 учителей, фонд базовой части оплаты труда составляет 100
тыс. руб. в месяц, часовая нагрузка у учителей одинаковая, количество
учеников в классе одинаковое (два последних параметра выбраны равными,
чтобы выделить единственный переменный параметр: квалификацию
учителя).
В такой модели:
1) Если все учителя имеют высшую квалификацию, они получают по 10 тыс.
руб.
2) Если все учителя не имеют квалификационной категории, они получают
столько же (!): по 10 тыс. руб.
3) Если половина учителей имеют высшую квалификационную категорию, а
половина не имеют категории, то первые получают 10 тыс. 700 руб., а
вторые – 9 тыс. 300 руб.
4) Если в школе 9 учителей имеют высшую квалификационную категорию, а
один учитель – молодой специалист, то он получает 8 тыс. 800 рублей, а
остальные – по 10 тыс. 130 руб.
Здесь квалификационные коэффициенты выбраны такие, какие предлагает
программа по вычислению заработной платы: без категории k=1, высшая
квалификационная категория k=1,15.
Таким образом, молодой специалист в сильной школе получает за ту же
самую работу на 12% меньше, чем его коллега в слабой школе.
Из тех же соображений следует более общее утверждение: каждый новый
учитель с высшей квалификацией, пришедший в данную школу, уменьшает
базовую часть зарплаты остальных.
Утверждение 2.
Чем активнее работают учителя школы в целом, тем меньше
стимулирующая часть зарплаты у конкретного учителя.
Модель. В школе по-прежнему 10 учителей, фонд стимулирующей
части
оплаты труда составляет 10% от базовой части, то есть 10 тыс. руб. в
месяц.
Пусть в школе сначала три активно работающих учителя: учитель
А
подготовил победителей и призеров олимпиад, учитель Б поставил
общешкольный спектакль, учитель В организовал туристический поход.
Каждый получил за работу 3 тыс. 300 руб. в виде стимулирующей части
зарплаты (мы считаем, что управляющий совет оценил эту работу
одинаково).
Пусть теперь в школу пришел новый активный учитель Д. На следующий год
учителя А, Б и В работали так же, а учитель Д организовал регулярную
работу с учениками по помощи детям из соседнего детского дома. Тогда в
новом году четверо учителей получили по 2 тыс. 500 руб., то есть в
результате работы учителя Д стимулирующая часть каждого из трех других
учителей уменьшилась на 800 руб.
Следствие из утверждений 1 и 2. Если в школу приходит новый
квалифицированный и активно работающий учитель, то зарплата остальных
учителей уменьшается.
НСОТ основывается на некоторой модели поведения учителя. В этой модели
учитель понимается прежде всего как экономический субъект, для которого
повышение зарплаты является безусловным стимулом для улучшения работы.
Такая модель поведения учителя мне представляется неверной: многие
учителя не хотят участвовать в соревнованиях за стимулирующую часть
заработной платы, хорошо понимая, что, увеличивая зарплату себе, они
автоматически уменьшают зарплату своим коллегам, или попросту брезгуя
писать бумаги и собирать баллы.
Однако цель данного текста не в том, чтобы полемизировать с
экономической моделью учительского поведения. Цель – показать, что даже
если рассматривать учителя с точки зрения экономической модели
поведения, НСОТ остается внутренне противоречивой. Описанные выше
особенности НСОТ вынуждают заинтересованного в более высокой зарплате
молодого учителя идти в школу с низкоквалифицированным и малоактивным
педагогическим коллективом. Там он будет получать большие деньги, хотя
и не сможет научиться у более опытных коллег своему главному делу.