Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПРИНЯТ". ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ


Шноль Дмитрий

Арифметические парадоксы НСОТ

Экономические инструменты выбраны такие, что они приводят к результатам прямо противоположным желаемым

Разработчики новой системы оплаты труда учителей утверждают, что введение этой системы должно способствовать более справедливой оплате труда педагогов, а также поощрению квалифицированно и активно работающих учителей. Цель данной заметки – показать на конкретных цифрах, что это неверно.

Утверждение 1. Чем выше квалификация педагогов школы, тем меньше базовая часть зарплаты у молодого специалиста в данной школе. Для лучшего понимания ситуации мы не будем писать общие формулы вычисления базовой части зарплаты, а рассмотрим следующую модель школы.

Модель.
В школе 10 учителей, фонд базовой части оплаты труда составляет 100 тыс. руб. в месяц, часовая нагрузка у учителей одинаковая, количество учеников в классе одинаковое (два последних параметра выбраны равными, чтобы выделить единственный переменный параметр: квалификацию учителя). 

В такой модели:
1) Если все учителя имеют высшую квалификацию, они получают по 10 тыс. руб.
2) Если все учителя не имеют квалификационной категории, они получают столько же (!): по 10 тыс. руб.
3) Если половина учителей имеют высшую квалификационную категорию, а половина не имеют категории, то первые получают 10 тыс. 700 руб., а вторые – 9 тыс. 300 руб.
4) Если в школе 9 учителей имеют высшую квалификационную категорию, а один учитель – молодой специалист, то он получает 8 тыс. 800 рублей, а остальные – по 10 тыс. 130 руб.
Здесь квалификационные коэффициенты выбраны такие, какие предлагает программа по вычислению заработной платы: без категории k=1, высшая квалификационная категория k=1,15.

Таким образом, молодой специалист в сильной школе получает за ту же самую работу на 12% меньше, чем его коллега в слабой школе.
Из тех же соображений следует более общее утверждение: каждый новый учитель с высшей квалификацией, пришедший в данную школу, уменьшает базовую часть зарплаты остальных.

Утверждение 2. Чем активнее работают учителя школы в целом, тем меньше стимулирующая часть зарплаты у конкретного учителя.

Модель. В школе по-прежнему 10 учителей, фонд стимулирующей части оплаты труда составляет 10% от базовой части, то есть 10 тыс. руб. в месяц.

Пусть в школе сначала три активно работающих учителя: учитель А подготовил победителей и призеров олимпиад, учитель Б поставил общешкольный спектакль, учитель В организовал туристический поход. Каждый получил за работу 3 тыс. 300 руб. в виде стимулирующей части зарплаты (мы считаем, что управляющий совет оценил эту работу одинаково).
Пусть теперь в школу пришел новый активный учитель Д. На следующий год учителя А, Б и В работали так же, а учитель Д организовал регулярную работу с учениками по помощи детям из соседнего детского дома. Тогда в новом году четверо учителей получили по 2 тыс. 500 руб., то есть в результате работы учителя Д стимулирующая часть каждого из трех других учителей уменьшилась на 800 руб. 

Следствие из утверждений 1 и 2. Если в школу приходит новый квалифицированный и активно работающий учитель, то зарплата остальных учителей уменьшается.
НСОТ основывается на некоторой модели поведения учителя. В этой модели учитель понимается прежде всего как экономический субъект, для которого повышение зарплаты является безусловным стимулом для улучшения работы. Такая модель поведения учителя мне представляется неверной: многие учителя не хотят участвовать в соревнованиях за стимулирующую часть заработной платы, хорошо понимая, что, увеличивая зарплату себе, они автоматически уменьшают зарплату своим коллегам, или попросту брезгуя писать бумаги и собирать баллы.
Однако цель данного текста не в том, чтобы полемизировать с экономической моделью учительского поведения. Цель – показать, что даже если рассматривать учителя с точки зрения экономической модели поведения, НСОТ остается внутренне противоречивой. Описанные выше особенности НСОТ вынуждают заинтересованного в более высокой зарплате молодого учителя идти в школу с низкоквалифицированным и малоактивным педагогическим коллективом. Там он будет получать большие деньги, хотя и не сможет научиться у более опытных коллег своему главному делу.

Рейтинг@Mail.ru