Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПРИНЯТ". ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ


Дашковская Ольга, Павлов Сергей

Расширяет ли закон права потребителей образовательных услуг?

29 декабря 2012 года президент, как известно, подписал Закон «Об образовании в Российской Федерации» – закон существует, изучается, обсуждается. Мы беседуем с Сергеем Павловым, председателем комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ)*.


– Много говорилось о том, что закон расширяет права потребителей образовательных услуг. Вы согласны?

– В целом закон инновационный, поскольку он учитывает изменения в образовании, связанные с появлением новых информационных технологий, развитием на их основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Введено определение сетевого взаимодействия школ, вузов и иных, в т.ч. иностранных, организаций при реализации образовательных программ. Все это увеличивает возможности получения образования независимо от возраста и места проживания.
В ст. 34 в числе основных прав обучающихся предусмотрено создание условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся; получение бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение; участие в формировании учащимся содержания своего профессионального образования, выбор факультативных и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

– Еще одно актуальное нововведение: ст. 94 устанавливает понятие «педагогическая экспертиза в отношении проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания». Как вы оцениваете его?

– С одной стороны, это шаг вперед, но с другой – в законе оговаривается, что порядок проведения педагогической экспертизы и привлечение специалистов для этих целей устанавливается Правительством Российской Федерации. Иными словами, полномочия гражданского общества будут реализованы не в полной мере, поскольку правила игры будут задаваться органами исполнительной власти.
Пока еще закон отдает на откуп чиновникам, в том числе федеральных органов власти (Минобрнауки, Рособрнадзору), большое количество вопросов: например, установление требований к лицензированию, аккредитации, правила отчисления, но совсем мало говорится о том, что в этих процессах должны принимать участие широкий круг общественности, особенно образовательной, и в обязательном порядке – работодатели.

– 2012 год был отмечен процессами реорганизации – объединялись школы и детские сады в Москве, в масштабах страны – вузы. Это вызвало волну недовольства и даже протестов со стороны общественности. Но предоставляет ли закон право общественности участвовать в решении подобных вопросов?

– С одной стороны, в ст. 22 предусмотрено, что принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации образовательных организаций федеральным, региональным или муниципальным органом власти допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Однако порядок проведения этой оценки, равно как и порядок создания такой комиссии, устанавливается исполнительным органом власти соответствующего уровня. То есть опять мы сталкиваемся с недоверием к институтам гражданского общества и пытаемся сделать их подотчетными чиновникам.

– Депутаты Госдумы, которые выступали оппонентами закона в период его рассмотрения, продолжают критиковать целый ряд норм, называя их опасными. Например, из нового закона исчезло положение о том, что родительская плата за детский сад не должна составлять более 20% для обычной семьи и более 10% – для многодетной. Теперь все решает учредитель, а ему ничто не мешает устанавливать повышенные тарифы.

– Конечно, отмена ограничений в какой-то степени настораживает. Но учредитель не сможет резко поднять оплату по двум основным причинам. Во-первых, потому, что в ст. 65 закона четко оговаривается, что в родительскую плату не включается стоимость образовательных услуг и содержание зданий. Также устанавливается, что за детей-инвалидов и детей-сирот родительская плата вообще не взимается. Кроме того, в целях материальной поддержки родителям, чьи дети посещают ДОУ, выплачивается компенсация в размере не менее 20% (от родительской платы) за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за третьего и последующих. Во-вторых, управляющие советы, которые сегодня активно создаются не только в школах, но и в детских садах, как раз и призваны контролировать такие вопросы, как размер родительской платы.

Также смущает довольно расплывчатая формулировка о том, что «гарантируется бесплатное дополнительное образование в пределах основной образовательной программы», но не сказано, какая конкретно доля приходится на кружки и секции.

– Это соотношение регулируется ФГОС. В законе в ст. 2 п. 14 дополнительное образование раскрывается как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании. И в данном контексте соответствующие статьи и положения, отраженные во ФГОС, гласят о том, что основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включая дополнительное образование. К примеру, для начального общего образования на эти занятия должно отводиться не менее 20% от общего объема обязательной образовательной программы, для основного общего образования – 30%, для среднего (полного) общего образования – не менее 1/3. И что немаловажно, подобные учебные планы образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно, с привлечением органов школьного самоуправления.

– Из нового закона исключено действующее сейчас положение о запрете на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений. Не создаст ли это почву для произвола?

– В данном случае я разделяю опасения. В частности, многочисленные реорганизации ОУ, которые сегодня осуществляются под благородным лозунгом повышения качества образования, имеют зачастую коррупционную составляющую: руководители вновь созданных комплексов порой нацелены на использование дополнительных площадей в коммерческих целях (сдачу в аренду, субаренду и даже их перепрофилирование и продажу). У нас еще в пору действия прежнего закона было немало таких случаев, а сейчас, боюсь, их число увеличится.

– Много говорят о расхождении между Законом «Об образовании в РФ» и Основным Законом страны, Конституцией. Есть ли основания так думать, какие?

– Основания дает статья 87, фактически закрепляющая обязательное изучение в школе «Основ религиозных культур и светской этики». По нашему мнению, ст. 87 нарушает принцип светскости образования, зафиксированный в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой: во-первых, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Во-вторых, религиозные объединения отделены от государства.
Также ст. 87 Закона «Об образовании в РФ» противоречит положениям ст. 3 того же Закона, где устанавливается светский характер образования.
Кроме того, п. 3 и п. 12 статьи 87 ставят светское образование в зависимость от религиозных организаций, получающих право на вмешательство в учебный процесс за счет проведения общественной аккредитации преподавателей духовно-нравственных дисциплин и экспертизы программ этих курсов.
Между тем согласование содержания образовательных программ с религиозными организациями противоречит п. 2 статьи 28 закона, которая гласит: «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий по реализуемым ими основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов».

– Как можно исправить ситуацию и восстановить принцип светскости образования, гарантированный Конституцией?

– У тех, кто недоволен ст. 87, есть перспективы оспорить ее в Конституционном суде. По моим наблюдениям, число противников этой нормы больше, чем ее сторонников. Что же касается других изменений (не имеющих отношения к основному закону), то с ними придется подождать. Закон и принимался для того, чтобы какое-то время он оставался неизменным. Нивелировать какие-то острые углы можно будет с помощью определенных нормативных правовых актов: приказов Минобр­науки или Постановлений Правительства РФ, региональных законов.


* ОЗППОУ создано в июле 1998 года с целью защиты прав потребителей в области образования и оказания юридической помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
В ОЗППОУ за помощью ежегодно обращаются более ста тысяч граждан. По статистике свыше 90% конфликтных ситуаций после вмешательства ОЗППОУ разрешается в досудебном порядке.

Рейтинг@Mail.ru