ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Правило восьмой страницы
Проект, который дает старт настоящей читательской биографии ребенка
«Я не знаю, как это работает, но дети сами все придумывали
и действительно стали читать!» – эта фраза учителя стала высшей
похвалой для организаторов проекта-конкурса «Книга года: выбирают
дети». Секрет успеха заключался в том, что взаимодействие взрослых и
детей было организовано на несколько непривычных для школы основаниях.
Каких? Читайте дальше!
Свобода и ответственность
Организаторы проекта, финал которого состоится в конце января,
специалисты Центра «ТОЧКА ПСИ», обратили внимание, что круг чтения
школьника определяется исключительно взрослыми: родителями, учителями,
библиотекарями. И даже в жюри на всевозможных конкурсах входят тоже
взрослые. А что, если дать ребенку свободу выбора? Настоящую, а не
второй свежести. Да еще и выстроить ситуацию так, чтобы от мнения
ребенка что-то зависело всерьез. Предположение оправдалось: свобода и
ответственность, если они не декоративный элемент педагогической игры,
сработали.
Суть в том, что учителя Санкт-Петербурга, Чебоксар, Смоленской области,
Москвы, откликнувшиеся на предложение организаторов, ознакомились с
программой и прошли короткое обучение. Они стали кураторами тридцати
трех детских читательских групп — от пяти до пятнадцати человек. Каждая
группа получала комплект из 15 книг-новинок года, чтобы прочитать и
дать свой отзыв. Нечто похожее проводит для детей большинства стран
мира Международная ассоциация чтения, но там юные читатели выражают
свое мнение лишь в категориях «понравилось–не понравилось».
Организаторы решили отказаться от такого черно-белого оценивания и
предложили критериальное, ибо умелая работа с критериями щедра на
педагогические эффекты. Структура конкурса не очень сложна, но требует
гибких управленческих решений и точности в деталях и интонациях. О том,
«как это работает», рассказывает кандидат педагогических наук Елена
ГРАЩЕНКОВА.
Правило восьмой страницы
Условие первое: взрослые не имеют права влиять на мнение
детей-экспертов. Это условие сообщается сразу и вызывает у ребят
желание каверзными вопросами проверить умение учителя соблюдать
правила. А у взрослых — своеобразный азарт, ведь им нужно было
удерживаться от профессионального стереотипа «я скажу тебе, как
правильно».
Условие второе: дети свободны в своем выборе. Входить в проект
и выходить в любое время, сколько и какие книги читать. Единственное
правило, чтобы у ребят не было соблазна судить только по беглому
перелистыванию, – правило восьмой страницы: прочти до нее и после
можешь говорить, что тебе не понравилось. Кстати, правило очень
нравится юным экспертам, они не упускают возможности приструнить
критикана: «Дочитай сначала до восьмой страницы, а потом говори». Дети
вообще любят играть по правилам.
«Я третий день ничего не
читаю!»
Еще они любят «быть в тренде», следовать тому, что престижно.
Рекламщики и производители всякой ерунды активно это используют. А
педагоги и родители для продвижения культурных ценностей – почему-то
нет. Так вот, если хотя бы часть класса охватывает читательская
лихорадка, эксперты активно обсуждают свою работу, обмениваются
мнениями, следят за очередью на приглянувшуюся книгу, к ним начинают
присоединяться одноклассники и даже другие классы. Учителя в немом
изумлении наблюдают, как ребенок, не читавший ни-ког-да, сначала
нерешительно берет самую тонкую книжку, а потом отваживается и на том
потолще. Вдруг оказывается, что фраза: «Ну когда мне наконец передадут
книгу, я третий день хожу, ничего не читаю!» – может звучать не только
в научно-фантастических снах педагога.
Не менее удивительными для взрослых оказались вполне обдуманные,
существенные критерии, которые выдвигали дети. Оказалось, если доверить
им серьезную самостоятельную работу, они вполне способны сформулировать
признаки, которые делают в их глазах книгу привлекательной. А когда
критерии были обсуждены в группах, состоялась общая конференция.
Интересно, что довольно много критериев совпало, несмотря на то что в
проекте участвовали и сельские школы, и массовые городские, и так
называемые престижные. На основе самых часто упоминаемых критериев
организаторы разработали оценочный лист с двадцатью тремя вопросами для
малышей и двадцатью шестью — для подростков. Он и стал документом,
который заполняли эксперты после прочтения каждой книги. Результат
строгой детской оценки публика скоро узнает в финале конкурса.
Напрасные опасения и
реальные риски
В любом новом деле существуют скрытые и явные трудности. Тем,
кто захочет присоединиться к проекту в следующем году, хорошо бы о них
знать.
Прежде всего это дополнительная нагрузка. Из-за этого от участия
отказались, например, некоторые библиотеки. Это пошаговая, кропотливая
работа длиной в полгода. Нужно соблюдать правила и выдерживать заданный
алгоритм. Бывает трудно настроиться на то, что здесь нет правильных и
неправильных ответов; что результат считается по тому, что «приросло» к
ребенку за проект: полюбил читать, перестал бояться толстых книжек,
научился вырабатывать критерии, высказывать мнение, отличать хорошую
литературу и ценить ее.
По поводу последней способности между учителями и организаторами шли
дискуссии. Вернее, о том, нужно ли, можно ли предлагать в комплектах
книжки невысокого пошиба, уровня комиксов. Педагоги горой стояли за то,
чтобы детям в руки попадала только литература высочайшей пробы.
Психологи же резонно возражали: лишь на идеальных образцах воспитывать
нельзя. Человек должен иметь материал для сравнения. Ведь бездарные
книжки когда-нибудь все равно попадут ему в руки. Так пусть он сейчас
научится видеть, отличать хорошее от плохого.
Возражать-то возражали, но сами немного удивились, когда оказалось, что
вопреки ожиданиям дети не набросились на одни комиксы, а вполне
адекватно оценили уровень подобной литературы. В шорт-лист дети сами
включили только безусловно хорошие книги. Надо сказать, что вся
литература предварительно прошла психологическую экспертизу. И книжки,
что могли быть небезопасны для детской психики, к конкурсу допущены не
были.
Это правда удивительный эффект совпадения оценок. Взрослые ведь
привыкли, что подростки упорно отвергают мнение учителей и родителей
при любом удобном случае. Вероятно, «чудо» произошло из-за того, что у
ребенка не было необходимости ни сопротивляться взрослому, ни стараться
ему понравиться. Эмоции и интеллект были направлены на другое, на
конкретное дело, и результат работы был прозрачен.
Насколько важен этот фактор, стало отчетливо видно, когда одно
издательство незапланированно предложило участникам на экспертизу
рукопись: если она получит положительную оценку, книжка выйдет в свет.
Ребята взялись за работу с невероятным энтузиазмом. Еще бы, их голос
был решающим.
Конкурс закончился, и...
В кои-то веки детям дали право оценивать результат работы
взрослых! Видимо, поэтому рецензии на книги дети писали без принуждения
и совсем не формально. Хотя анализ художественного произведения на
уроках литературы обычно вызывает мало восторга.
К приобретениям, которые найдут применение в повседневной учебе, можно
отнести в том числе и разные формы работы с книгой. Они придумывались
ребятами на специальных занятиях — чтобы многомесячная работа не
казалась монотонной и не терялся кураж. Навык выдвигать критерии тоже
нашел свое применение. Теперь во время ответов у доски и чтения стихов
сидящие за партами не скучают, а участвуют в оценивании по заранее
определенным требованиям.
Небесполезным конкурс оказался и для учителей. Преодоление стереотипов,
ежемесячные встречи с организаторами, дополнительные обязанности — все
это требовало сил и эмоционального напряжения. Зато когда педагоги
прониклись ценностями свободной осмысленной работы, они смогли увидеть
детей в совершенно новом качестве.
PS
Если вы хотите присоединиться к проекту-конкурсу на новом этапе,
информацию можно найти на сайте: www.tochkapsy.ru.
Задать вопросы и подать заявку — по адресу: kladovaja@mail.ru.
Читаем, обсуждаем, оцениваем
Из работ юных участников
конкурса
О критериях
«В хорошей книге оформление должно быть красивым, но не
вычурным», «сюжет должен быть увлекательным, незатянутым и желательно с
юмором» (ученики 3 кл. прогимназии № 1733).
«В хорошей книге мало устаревших, непонятных слов; есть удобный для
чтения шрифт, светлая бумага; обязательно интересное название и
поучительный смысл» (4 кл. школы «Интек»).
«В хорошей книге 2/3 страницы занимает текст, есть вымышленные герои с
необычными именами, есть сюрпризы для читателей (конверты с заданиями,
объемные элементы иллюстрации и т.п.). А в целом хорошая книга должна
быть поучительная» (ученики 2 класса СОШ г. Чебоксары).
О том, что
понравилось
«Мне понравилось, что мы читали разные книги. Я прочел
несколько самых-самых новых книг. Если бы не было проекта, может быть,
я бы и не узнала об этих писателях или прочла бы эти книги лет через
пять. Ведь новые книги не сразу появляются в наших магазинах» (Егор, 10
лет).
«Я думаю, если бы в России каждый год проводились такие конкурсы, то
все дети поняли бы, что взрослые воспринимают их серьезно. Что детские
писатели пишут о том, что детям действительно интересно, что детские
художники понимают детские вкусы, знают, что нравится современным
детям. Тогда детям будет нравиться читать книги самостоятельно и будет
нравиться выбирать книгу по себе» (Кирилл, 12 лет).
«Мне понравилось, что мы оценивали книги разными способами: мы ставили
им оценки за иллюстрации, за язык, за увлекательность истории. У нас
книги соревновались. Мы определяли, читателям какого возраста может
быть интересна эта книга. Раньше я не задумывалась об этом, а теперь
знаю, что когда мне грустно, как лекарство, можно почитать книги о
майоре Пронькине или посмотреть там картинки» (Яна, 10 лет).
«Для меня самое необычное в конкурсе то, что если книга не нравилась с
первых страниц, можно было ее дальше не читать, а выбрать другую.
Получается, что писатель или художник должны так сделать свою книгу,
чтобы с первых страниц заинтересовать нас, читателей. Самой мне очень
понравилась книга Фернандо Мариаса «Где кончается небо». Поразительная
книга! Такие книги можно читать, когда тебе грустно или одиноко, она
поднимает настроение и прибавляет радости и оптимизма» (Анна, 13 лет).
«Я нашел своего любимого героя, который, как мне кажется, чем-то похож
на меня. Это Цацики из книги шведской писательницы Мони
Нильссон-Брэнстрем. Это целая серия историй, в конкурсе я прочел одну
книжку, а потом мне захотелось прочесть и остальные истории, и мы с
мамой заказывали все другие книги о Цацики» (Артем, 9 лет).