Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ


Куценко Елена

Правило восьмой страницы

Проект, который дает старт настоящей читательской биографии ребенка

«Я не знаю, как это работает, но дети сами все придумывали и действительно стали читать!» – эта фраза учителя стала высшей похвалой для организаторов проекта-конкурса «Книга года: выбирают дети». Секрет успеха заключался в том, что взаимодействие взрослых и детей было организовано на несколько непривычных для школы основаниях. Каких? Читайте дальше!

Свобода и ответственность

Организаторы проекта, финал которого состоится в конце января, специалисты Центра «ТОЧКА ПСИ», обратили внимание, что круг чтения школьника определяется исключительно взрослыми: родителями, учителями, библиотекарями. И даже в жюри на всевозможных конкурсах входят тоже взрослые. А что, если дать ребенку свободу выбора? Настоящую, а не второй свежести. Да еще и выстроить ситуацию так, чтобы от мнения ребенка что-то зависело всерьез. Предположение оправдалось: свобода и ответственность, если они не декоративный элемент педагогической игры, сработали.
Суть в том, что учителя Санкт-Петербурга, Чебоксар, Смоленской области, Москвы, откликнувшиеся на предложение организаторов, ознакомились с программой и прошли короткое обучение. Они стали кураторами тридцати трех детских читательских групп — от пяти до пятнадцати человек. Каждая группа получала комплект из 15 книг-новинок года, чтобы прочитать и дать свой отзыв. Нечто похожее проводит для детей большинства стран мира Международная ассоциация чтения, но там юные читатели выражают свое мнение лишь в категориях «понравилось–не понравилось».
Организаторы решили отказаться от такого черно-белого оценивания и предложили критериальное, ибо умелая работа с критериями щедра на педагогические эффекты. Структура конкурса не очень сложна, но требует гибких управленческих решений и точности в деталях и интонациях. О том, «как это работает», рассказывает кандидат педагогических наук Елена ГРАЩЕНКОВА.

Правило восьмой страницы

Условие первое: взрослые не имеют права влиять на мнение детей-экспертов. Это условие сообщается сразу и вызывает у ребят желание каверзными вопросами проверить умение учителя соблюдать правила. А у взрослых — своеобразный азарт, ведь им нужно было удерживаться от профессионального стереотипа «я скажу тебе, как правильно».

Условие второе: дети свободны в своем выборе. Входить в проект и выходить в любое время, сколько и какие книги читать. Единственное правило, чтобы у ребят не было соблазна судить только по беглому перелистыванию, – правило восьмой страницы: прочти до нее и после можешь говорить, что тебе не понравилось. Кстати, правило очень нравится юным экспертам, они не упускают возможности приструнить критикана: «Дочитай сначала до восьмой страницы, а потом говори». Дети вообще любят играть по правилам.

«Я третий день ничего не читаю!»

Еще они любят «быть в тренде», следовать тому, что престижно. Рекламщики и производители всякой ерунды активно это используют. А педагоги и родители для продвижения культурных ценностей – почему-то нет. Так вот, если хотя бы часть класса охватывает читательская лихорадка, эксперты активно обсуждают свою работу, обмениваются мнениями, следят за очередью на приглянувшуюся книгу, к ним начинают присоединяться одноклассники и даже другие классы. Учителя в немом изумлении наблюдают, как ребенок, не читавший ни-ког-да, сначала нерешительно берет самую тонкую книжку, а потом отваживается и на том потолще. Вдруг оказывается, что фраза: «Ну когда мне наконец передадут книгу, я третий день хожу, ничего не читаю!» – может звучать не только в научно-фантастических снах педагога.
Не менее удивительными для взрослых оказались вполне обдуманные, существенные критерии, которые выдвигали дети. Оказалось, если доверить им серьезную самостоятельную работу, они вполне способны сформулировать признаки, которые делают в их глазах книгу привлекательной. А когда критерии были обсуждены в группах, состоялась общая конференция. Интересно, что довольно много критериев совпало, несмотря на то что в проекте участвовали и сельские школы, и массовые городские, и так называемые престижные. На основе самых часто упоминаемых критериев организаторы разработали оценочный лист с двадцатью тремя вопросами для малышей и двадцатью шестью — для подростков. Он и стал документом, который заполняли эксперты после прочтения каждой книги. Результат строгой детской оценки публика скоро узнает в финале конкурса.

Напрасные опасения и реальные риски

В любом новом деле существуют скрытые и явные трудности. Тем, кто захочет присоединиться к проекту в следующем году, хорошо бы о них знать.
Прежде всего это дополнительная нагрузка. Из-за этого от участия отказались, например, некоторые библиотеки. Это пошаговая, кропотливая работа длиной в полгода. Нужно соблюдать правила и выдерживать заданный алгоритм. Бывает трудно настроиться на то, что здесь нет правильных и неправильных ответов; что результат считается по тому, что «приросло» к ребенку за проект: полюбил читать, перестал бояться толстых книжек, научился вырабатывать критерии, высказывать мнение, отличать хорошую литературу и ценить ее.
По поводу последней способности между учителями и организаторами шли дискуссии. Вернее, о том, нужно ли, можно ли предлагать в комплектах книжки невысокого пошиба, уровня комиксов. Педагоги горой стояли за то, чтобы детям в руки попадала только литература высочайшей пробы. Психологи же резонно возражали: лишь на идеальных образцах воспитывать нельзя. Человек должен иметь материал для сравнения. Ведь бездарные книжки когда-нибудь все равно попадут ему в руки. Так пусть он сейчас научится видеть, отличать хорошее от плохого.
Возражать-то возражали, но сами немного удивились, когда оказалось, что вопреки ожиданиям дети не набросились на одни комиксы, а вполне адекватно оценили уровень подобной литературы. В шорт-лист дети сами включили только безусловно хорошие книги. Надо сказать, что вся литература предварительно прошла психологическую экспертизу. И книжки, что могли быть небезопасны для детской психики, к конкурсу допущены не были.
Это правда удивительный эффект совпадения оценок. Взрослые ведь привыкли, что подростки упорно отвергают мнение учителей и родителей при любом удобном случае. Вероятно, «чудо» произошло из-за того, что у ребенка не было необходимости ни сопротивляться взрослому, ни стараться ему понравиться. Эмоции и интеллект были направлены на другое, на конкретное дело, и результат работы был прозрачен.
Насколько важен этот фактор, стало отчетливо видно, когда одно издательство незапланированно предложило участникам на экспертизу рукопись: если она получит положительную оценку, книжка выйдет в свет. Ребята взялись за работу с невероятным энтузиазмом. Еще бы, их голос был решающим.

Конкурс закончился, и...

В кои-то веки детям дали право оценивать результат работы взрослых! Видимо, поэтому рецензии на книги дети писали без принуждения и совсем не формально. Хотя анализ художественного произведения на уроках литературы обычно вызывает мало восторга.
К приобретениям, которые найдут применение в повседневной учебе, можно отнести в том числе и разные формы работы с книгой. Они придумывались ребятами на специальных занятиях — чтобы многомесячная работа не казалась монотонной и не терялся кураж. Навык выдвигать критерии тоже нашел свое применение. Теперь во время ответов у доски и чтения стихов сидящие за партами не скучают, а участвуют в оценивании по заранее определенным требованиям.
Небесполезным конкурс оказался и для учителей. Преодоление стереотипов, ежемесячные встречи с организаторами, дополнительные обязанности — все это требовало сил и эмоционального напряжения. Зато когда педагоги прониклись ценностями свободной осмысленной работы, они смогли увидеть детей в совершенно новом качестве.

PS
Если вы хотите присоединиться к проекту-конкурсу на новом этапе, информацию можно найти на сайте: www.tochkapsy.ru. Задать вопросы и подать заявку — по адресу: kladovaja@mail.ru.


Читаем, обсуждаем, оцениваем

Из работ юных участников конкурса

О критериях

«В хорошей книге оформление должно быть красивым, но не вычурным», «сюжет должен быть увлекательным, незатянутым и желательно с юмором» (ученики 3 кл. прогимназии № 1733).
«В хорошей книге мало устаревших, непонятных слов; есть удобный для чтения шрифт, светлая бумага; обязательно интересное название и поучительный смысл» (4 кл. школы «Интек»).
«В хорошей книге 2/3 страницы занимает текст, есть вымышленные герои с необычными именами, есть сюрпризы для читателей (конверты с заданиями, объемные элементы иллюстрации и т.п.). А в целом хорошая книга должна быть поучительная» (ученики 2 класса СОШ г. Чебоксары).

О том, что понравилось

«Мне понравилось, что мы читали разные книги. Я прочел несколько самых-самых новых книг. Если бы не было проекта, может быть, я бы и не узнала об этих писателях или прочла бы эти книги лет через пять. Ведь новые книги не сразу появляются в наших магазинах» (Егор, 10 лет).
«Я думаю, если бы в России каждый год проводились такие конкурсы, то все дети поняли бы, что взрослые воспринимают их серьезно. Что детские писатели пишут о том, что детям действительно интересно, что детские художники понимают детские вкусы, знают, что нравится современным детям. Тогда детям будет нравиться читать книги самостоятельно и будет нравиться выбирать книгу по себе» (Кирилл, 12 лет).
«Мне понравилось, что мы оценивали книги разными способами: мы ставили им оценки за иллюстрации, за язык, за увлекательность истории. У нас книги соревновались. Мы определяли, читателям какого возраста может быть интересна эта книга. Раньше я не задумывалась об этом, а теперь знаю, что когда мне грустно, как лекарство, можно почитать книги о майоре Пронькине или посмотреть там картинки» (Яна, 10 лет).
«Для меня самое необычное в конкурсе то, что если книга не нравилась с первых страниц, можно было ее дальше не читать, а выбрать другую. Получается, что писатель или художник должны так сделать свою книгу, чтобы с первых страниц заинтересовать нас, читателей. Самой мне очень понравилась книга Фернандо Мариаса «Где кончается небо». Поразительная книга! Такие книги можно читать, когда тебе грустно или одиноко, она поднимает настроение и прибавляет радости и оптимизма» (Анна, 13 лет).
«Я нашел своего любимого героя, который, как мне кажется, чем-то похож на меня. Это Цацики из книги шведской писательницы Мони Нильссон-Брэнстрем. Это целая серия историй, в конкурсе я прочел одну книжку, а потом мне захотелось прочесть и остальные истории, и мы с мамой заказывали все другие книги о Цацики» (Артем, 9 лет).

Рейтинг@Mail.ru