Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТИЛЬ И УКЛАД


Коротеева Мария

Смеемся вместе с телевизором

Телевизионные предпочтения подростков раскрывают социальные риски

Примета времени: юмористических передач на телевидении стало не просто много, а много до назойливости. Одна из причин – именно они собирают рейтинги и молодежную аудиторию. И хотя продукты разные, выбор подростков проблематичен. Этой осенью на Всероссийском социологическом конгрессе было презентовано оригинальное исследование, посвященное телепредпочтениям школьников. 
И получилось как всегда: смотрим узкую тему, а открываем широкие горизонты детско-взрослых отношений…

Над чем смеются пятнадцатилетние

Анкетирование омских девятиклассников выявило топ телепредпочтений. Лидируют «Комеди Клаб», «Даешь молодежь», «Наша Раша», «6 кадров». До 83% опрошенных смотрят эти передачи и 100% знают о них, хотя бы раз видели.
Второе место разделяют «Шоу уральских пельменей», «Ералаш», «КВН», «Большая разница». Эти передачи предпочитает половина всей аудитории и чуть больше.
Конечно, сам по себе разброс предпочтений очевиден и ни о чем не говорит исследователям. А вот как узнать, что дают эти передачи подросткам, как формируют их картину мира?
Омский социолог Олеся Волченко решила исследовать социальную благоприятность той или иной передачи через специфику аудитории. Иными словами, чтобы узнать, хороша или плоха передача, надо выяснить, какие люди ее смотрят. Если аудитория состоит в основном из людей с низким уровнем притязаний, передача попадает в список социально неблагоприятных. И наоборот.

Негарантированность повсюду

Опираясь на теорию Пьера Бурдье, О.Волченко использовала четыре индикатора культурного капитала человека: образовательные притязания, образование родителей, успеваемость в школе и отношение к чтению.
Анкетирование тех же девятиклассников показало, что аудитория, демонстрирующая высокий уровень культурного капитала по всем параметрам, выбирает следующие передачи: «Большая разница», «КВН», «Прожекторперисхилтон», «Yesterday life». Аудитория с невысоким культурным капиталом смотрит разные телепередачи, в зависимости от того, какой именно индикатор «грешит».
Например, нечитающие или прохладно относящиеся к чтению подростки смотрят «Комеди Клаб», «Наша Раша», «Даешь молодежь».
Дети, чьи родители имеют низкий уровень образования, оказываются в аудитории «Кривого зеркала», «Комнаты смеха» и «Аншлага». А дети, которые не особенно хорошо успевают в школе и без особых притязаний на будущее, любят «6 кадров», «Люди-Хэ» и «Шоу уральских пельменей».
И тут естественное недоумение: весь топ подростковых предпочтений социально неблагоприятен?

Семейный культурный капитал. Давит или поднимает?

Тема формирования мнений и предпочтений напрашивается. Мол, можно все списать на навязывание – что им показывают, то и смотрят. Но нет, весь список телепередач подросткам знаком, они хотя бы раз да натыкались на них, переключая каналы. Значит, их выбор осознанный, проблема не в навязывании.
За ответом исследователь отправилась в семьи: а какие телепередачи оказываются пригодными для совместного просмотра с родителями?
Оказалось, наиболее популярна среди родителей – «6 кадров».
Далее – «Комеди Клаб», «КВН», «Наша Раша». Из этого списка порадовал только «КВН».
Понятно, что после работы люди хотят отдохнуть-расслабиться. К тому же большую роль играет удобное время трансляции. А самое важное то, что дети вынуждены поддерживать родительскую привязанность. Семейный телепросмотр до сих пор остается самым распространенным видом отдыха, а родительские предпочтения по-прежнему служат основным инструментом воздействия на привычки, вкус, ценности ребенка. Исследование все это подтверждает: примерно половина школьников отмечают наличие прямого контроля со стороны родителей за тем, что они смотрят. Последили бы за собой: исследование говорит и о схожести предпочтений родителей и детей в одной семье.

Дети, которые телевизор не смотрят

Вопрос к исследователю: действительно ли люди, попавшие в аудиторию той или иной передачи, делают ее социально благоприятной? Или наоборот, передача облагораживает или отупляет тех, кто ее смотрит? И потом, изменение наполнения передачи способно за один-два эфира отвадить или привлечь людей с разным культурным капиталом?
Но сейчас не про методы, а про подростков. Для них просмотр тех или иных передач является не только формой досуга, но и важной частью социализации. Исследование показывает, что предпочтения школьников совпадают с родительскими в области самых благоприятных, безопасных телепередач: «С мамой смотрю КВН, а в своей комнате по интернету – новый выпуск «Нашей Раши».
И это уже вовсе не индикатор художественного вкуса, а условие задачи, которую ребенку приходится решать. Чтобы не портить отношения с родителями, нужно смотреть умный юмор, который им нравится; чтобы иметь нормальные отношения со сверстниками, надо быть в курсе того, что все обсуждают, – какие-то низкопробные, но модные передачи. А еще помнить о своем собственном отношении к «тем» и «этим». Не смешно!
Отсюда выбор многих подростков – вообще не смотреть телевизор без крайней необходимости, пусть семья и не рада. Однако проблемы этой категории подростков пока вне поля зрения исследователей.

Рейтинг@Mail.ru