СТИЛЬ И УКЛАД
Шутка ли – школьный юмор?!
В школе он необходим. Но требует особого уровня отношений, особой степени доверия
Новогодние торжества схлынули. Самое время провести рефлексию
после прошедших новогодних мероприятий, в частности поговорить о том,
как у нас получилось или не получилось организовать веселье, что нам
помогло в этом, а что помешало.Что-то вспомнить и что-то понять.
Ведь и третья четверть не пройдет без жизнерадостных
конкурсов и фестивалей.
Первый момент. Если раньше задача по подготовке к школьному
«капустнику» или КВН формулировалась как «придумайте», то сейчас она
звучит – «найдите». В самом деле, зачем придумывать, если в интернете
целый банк готовых шуток для школьного представления, а все желающие
могут скачать книгу «Методические рекомендации организаторам».
Ничего плохого, с одной стороны. Можно узнать, на какие темы принято
шутить школьникам. Это, как водится, всевозможные неприятности:
бестолковые ученики, вредные учителя, плохая еда в столовой, лютая
ненависть учеников к школе. Классический пример шутки на последнюю
тему: по статистике 50% школьников мечтают сжечь школу, 30% – взорвать
и 20% – сначала сжечь и только потом уже взорвать. Также можно понять,
какие шутки подходят, а какие нет. Например, не в каждой школе поймут
эту: «Количество пятерок по биологии прямо пропорционально частоте
обновления штор в кабинете биологии». Тем не менее такое
знакомство-исследование обнаруживает вкус и косвенно объясняет механизм
создания смешного.
С другой стороны, на повторении и переделках «лабораторных» шуток
далеко не уедешь (в педагогическом смысле), разве что острая нужда
срочно поучаствовать. И если мы на самом деле работаем для детей и с
детьми, нам необходим эксклюзивный качественный продукт, значит,
придется поломать голову.
Второй момент. Да что дети могут придумать такого, чтобы и злободневно,
и остро, и адресно, и не обидно? Как-то не верится, что хорошая шутка
может родиться в соавторстве с детьми, в стенах нашей вот этой школы –
такая, которая никогда не звучала со сцены еще какого-нибудь актового
зала.
Конечно, школьный юмор – это всегда хождение по краю. Это понимаешь,
когда вопреки всем страхам и желанию пройти по проторенной дорожке
однажды остаешься с учениками посидеть посочинять шутки.
И первое открытие – страх и неуверенность, которые просыпаются даже в
самых храбрых людях, когда им приходится делиться своими остротами ради
совершенно нового дела, ради оформления шутки, которая должна быть
понята и принята со сцены. Тут обычно штатные клоуны, эффектные в живой
ситуации, вовсе теряются. Вероятно, юмор – вещь интимная, требует
особого уровня отношений, высокой степени доверия. А тут – подумать
только – шутку надо написать!
Но мы никого не игнорируем, наоборот, идей и мнений надо набрать как
можно больше. Конечно, прямо с ходу вовлечь детей в открытый мозговой
штурм не всегда удается, тогда приходится прибегать к опосредованным
методам. Например, в классе задолго до мероприятия заведен ящик для
анонимных писем с шутками. При подготовке ящик вскрывают, озвучивают
шутки, выбирают подходящие, подкручивают по ходу дела не особо удачные.
Спонтанность делает чудеса.
Третий момент. Кто больше, кто смешнее – сейчас не тот случай. Нет
ничего дороже совместности. Автор может себя объявить, а может не
настаивать на первенстве, ведь как только идея высказана, она стала
общей. По ходу обсуждения становится очевидным: для хорошей школьной
шутки имеет наибольшее значение не яркость, а ситуативность. От кого-то
я недавно услышала: школьный КВН, если он придуман в стенах школы, –
это открытый мастер-класс по светской этике.
Самими детьми бракуются даже очень смешные и точные каламбуры, если они
кого-то больно задевают. И вовсе не из страха, что учитель отомстит
оценкой или отношения испортятся, а потому, что задача юмора в школе
другая: не достать и выплеснуть, а увидеть и показать привычное с
необычной стороны. Причем создать образ дружно, совместными усилиями.
Четвертый момент. Если начать опробовать школьные шутки на знакомых,
то, честно говоря, окажется, «юмор не смешной какой-то». И человек с
улицы, попав на школьный КВН, может, ни разу и не засмеется, а зал
лежит в покатуху, учителя вытирают слезы. Потому что надо быть в теме,
чтобы понять некоторые приколы. А значит, одна из важнейших функций
школьного юмора – создание атмосферы сопричастности.
Добавлю, что настоящий школьный юмор – проект эксклюзивный и
скоропортящийся. Прошлогодние приколы уже не катят, но появляются новые
люди, новые поветрия, новые проблемы, и все это опять и опять требует
осмысления, в том числе – юмористического обыгрывания.
В заключение несколько шуток, действительно написанных в школе, в
совместном угаре:
– На учителя химии обрушилась доска. Учитель химии показал
отличную реакцию.
– Охрана гимназии не пропустила Ломоносова по причине отсутствия
сменной обуви.
– С приближением весны в кабинет биологии стали возвращаться чучела
редких птиц.
– Я ходила с классом на экскурсию в музей, но ничего полезного для себя
оттуда не вынесла.
Не уверена: вам смешно?
А мы обхохотались, когда придумывали.