Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТИЛЬ И УКЛАД


Черепанова Анна

Шутка ли – школьный юмор?!

В школе он необходим. Но требует особого уровня отношений, особой степени доверия

Новогодние торжества схлынули. Самое время провести рефлексию после прошедших новогодних мероприятий, в частности поговорить о том, как у нас получилось или не получилось организовать веселье, что нам помогло в этом, а что помешало.Что-то вспомнить и что-то понять.  Ведь и третья четверть не пройдет без жизнерадостных конкурсов и фестивалей.

Первый момент. Если раньше задача по подготовке к школьному «капустнику» или КВН формулировалась как «придумайте», то сейчас она звучит – «найдите». В самом деле, зачем придумывать, если в интернете целый банк готовых шуток для школьного представления, а все желающие могут скачать книгу «Методические рекомендации организаторам».
Ничего плохого, с одной стороны. Можно узнать, на какие темы принято шутить школьникам. Это, как водится, всевозможные неприятности: бестолковые ученики, вредные учителя, плохая еда в столовой, лютая ненависть учеников к школе. Классический пример шутки на последнюю тему: по статистике 50% школьников мечтают сжечь школу, 30% – взорвать и 20% – сначала сжечь и только потом уже взорвать. Также можно понять, какие шутки подходят, а какие нет. Например, не в каждой школе поймут эту: «Количество пятерок по биологии прямо пропорционально частоте обновления штор в кабинете биологии». Тем не менее такое знакомство-исследование обнаруживает вкус и косвенно объясняет механизм создания смешного.
С другой стороны, на повторении и переделках «лабораторных» шуток далеко не уедешь (в педагогическом смысле), разве что острая нужда срочно поучаствовать. И если мы на самом деле работаем для детей и с детьми, нам необходим эксклюзивный качественный продукт, значит, придется поломать голову.
Второй момент. Да что дети могут придумать такого, чтобы и злободневно, и остро, и адресно, и не обидно? Как-то не верится, что хорошая шутка может родиться в соавторстве с детьми, в стенах нашей вот этой школы – такая, которая никогда не звучала со сцены еще какого-нибудь актового зала.
Конечно, школьный юмор – это всегда хождение по краю. Это понимаешь, когда вопреки всем страхам и желанию пройти по проторенной дорожке однажды остаешься с учениками посидеть посочинять шутки.
И первое открытие – страх и неуверенность, которые просыпаются даже в самых храбрых людях, когда им приходится делиться своими остротами ради совершенно нового дела, ради оформления шутки, которая должна быть понята и принята со сцены. Тут обычно штатные клоуны, эффектные в живой ситуации, вовсе теряются. Вероятно, юмор – вещь интимная, требует особого уровня отношений, высокой степени доверия. А тут – подумать только – шутку надо написать!
Но мы никого не игнорируем, наоборот, идей и мнений надо набрать как можно больше. Конечно, прямо с ходу вовлечь детей в открытый мозговой штурм не всегда удается, тогда приходится прибегать к опосредованным методам. Например, в классе задолго до мероприятия заведен ящик для анонимных писем с шутками. При подготовке ящик вскрывают, озвучивают шутки, выбирают подходящие, подкручивают по ходу дела не особо удачные. Спонтанность делает чудеса.
Третий момент. Кто больше, кто смешнее – сейчас не тот случай. Нет ничего дороже совместности. Автор может себя объявить, а может не настаивать на первенстве, ведь как только идея высказана, она стала общей. По ходу обсуждения становится очевидным: для хорошей школьной шутки имеет наибольшее значение не яркость, а ситуативность. От кого-то я недавно услышала: школьный КВН, если он придуман в стенах школы, – это открытый мастер-класс по светской этике.
Самими детьми бракуются даже очень смешные и точные каламбуры, если они кого-то больно задевают. И вовсе не из страха, что учитель отомстит оценкой или отношения испортятся, а потому, что задача юмора в школе другая: не достать и выплеснуть, а увидеть и показать привычное с необычной стороны. Причем создать образ дружно, совместными усилиями.
Четвертый момент. Если начать опробовать школьные шутки на знакомых, то, честно говоря, окажется, «юмор не смешной какой-то». И человек с улицы, попав на школьный КВН, может, ни разу и не засмеется, а зал лежит в покатуху, учителя вытирают слезы. Потому что надо быть в теме, чтобы понять некоторые приколы. А значит, одна из важнейших функций школьного юмора – создание атмосферы сопричастности.
Добавлю, что настоящий школьный юмор – проект эксклюзивный и скоропортящийся. Прошлогодние приколы уже не катят, но появляются новые люди, новые поветрия, новые проблемы, и все это опять и опять требует осмысления, в том числе – юмористического обыгрывания.
В заключение несколько шуток, действительно написанных в школе, в совместном угаре:

– На учителя химии обрушилась доска. Учитель химии показал отличную реакцию.
– Охрана гимназии не пропустила Ломоносова по причине отсутствия сменной обуви.
– С приближением весны в кабинет биологии стали возвращаться чучела редких птиц.
– Я ходила с классом на экскурсию в музей, но ничего полезного для себя оттуда не вынесла.
Не уверена: вам смешно?
А мы обхохотались, когда придумывали.

Рейтинг@Mail.ru