Встреча нуля и единицы
Не будем упрощать задачи воспитания
Возвращаться из волшебства зимних праздников в трудовые будни
нам помогают вещественные знаки пережитых радостей: еще на виду
сувениры, открытки с пожеланиями, игры не убраны, у кого-то даже елки
еще стоят. У меня вот папка с волшебными сказками, которые
пятиклассники сочиняли перед каникулами. Скажете – мало ли, подумаешь.
Но одной вы и вправду удивитесь.
«В
математическом царстве в арифметическом государстве жила-была Единица.
Была она очень заносчивой, потому что считала себя самой стройной и
красивой, хотя является наименьшим натуральным числом.
Однажды встретилась
Единица с Нулем и стала смеяться: ты такой толстый, а не значишь
ничегошеньки, ты даже не натуральное число. Ноль обиделся и умножил
Единицу на себя – получился еще один Ноль. Нолик, который еще недавно
был Единичкой, заплакал: подели меня назад, я хочу быть как прежде,
Единицей. Но первый Ноль возразил: на ноль делить нельзя, а если все же
попробовать – получится бесконечность. Так они и сделали: взялись за
руки и превратились в бесконечность».
Дело не в том, что у мальчика, видимо, «математическая
голова». Тут глубокая жизненная коллизия, и она легко считывается даже
при минимальном напряжении воображения. Бывают непоправимые поступки,
когда обратного хода нет. Но и при таком раскладе не исключается
перспектива, если, конечно, адекватно оценивать новое состояние. То
есть, будучи уже другим, не пытаться вести себя так, будто ты прежний.
Тогда – новые пути.
Это практически мало кому удается – точно определить «кто я теперь» и
оторвать шлейф старого я-образа. Это и в педагогике счастливый случай –
взрослый принимает нового человека в привычном ребенке, причем
неоднократно, по мере его взросления. Как раз в периоды сломов и
ошибок, поступков, кажущихся запредельными.
Надо развивать в себе необходимую психологическую мобильность. Как? Для
начала – понять причины нашей тяги к стабильности оценок, апогеем
которой являются навешивание ярлыков, некритичное принятие чужих
суждений, скоропалительные выводы.
Либо все хорошо, либо все плохо. Плохие новости о ребенке нежелательны.
Хорошие являются поводом строить воздушные замки. Неприятную реальность
игнорируем, иллюзиям даем подпитку. И так далее: получил пятерку –
молодец, далеко пойдешь; принес замечание – какой позор, что из тебя
вырастет.
Грубое упрощение задач воспитания сильно усложняет положение ребенка,
он постоянно мечется по краям оценочных суждений, не успевая осознать
собственную реальность: понять, кто он теперь, осмотреться, кого теперь
можно взять за руку, чтобы преобразиться.
Мне сейчас вспомнилась вечная детская игра с неслучайными запретами:
«Да и нет не говорите, черное с белым не берите…».